Пост как оружие духовной брани и свидетельство нашего желания быть верными Христу: об этом в дни Рождественского поста наш корреспондент беседует с протоиереем Андреем Овчинниковым.
— Отец Андрей, как помогает пост в жизни человека, и почему пост для христианина является важным духовным делом?
— Скажем сразу, что пост помогает человеку религиозному, верующему, православному. Люди, которые к вере не пришли, не могут иметь правильного понимания и настроя на пост. Человек нерелигиозный больше занимается всякими диетами и голоданиями, т.е. тем, что не касается духовной жизни. Когда человек вступает в Церковь, то ему говорится о необходимости поста. Непросто услышать человеку, который только переступает порог храма, что из 365 дней у нас около 200 дней пост — больше половины времени. Но без поста начать духовную христианскую жизнь невозможно, так как она включает в себя множество направлений, она очень разнообразна, и труд поста занимает в ней достаточно важное место. Почему он является важным духовным деланием? Потому что член Церкви вступает в духовную борьбу с самим собой, со своей ветхой природой, со своими страстями, с соблазнами мира и падшими духами. И эта духовная борьба длится от вступления в Церковь до конца жизни. По словам Спасителя, пост является могущественным оружием духовной брани православного человека. Постом и молитвой побеждается нечистый дух, — говорит нам Христос. А святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих замечательных «Аскетических опытах» учит, что если вершиной добродетельной жизни христианской является молитва, то её основанием является пост. И, изучая опыт угодников Божиих, подвижников Церкви, мы все видим, что пост в их жизни занимал центральное место. Справедливо говорится, что они подвизались в постническом житии.
— Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»?
— Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам. Но пост — это свидетельство нашего желания быть верным Христу. Постился Сам Господь, постились Матерь Божия, пророки, апостолы, постились все, кто хотел быть со Христом и в этой жизни, и в будущей. Если мы обращаемся к современному человеку, который только начинает размышлять о смысле жизни и, может быть, делает первые шаги к Церкви, то говорим, что поститься нужно и для здоровья, потому что тело наше является помощником в нашем духовном труде. К своему телу нужно относиться правильно — и не отягощать его излишествами, и не подвергать его трудам непосильным. Держать его в разумной строгости — это совершенно нормально. Но эта строгость должна соответствовать нашему внутреннему состоянию, здоровью, образу жизни, работе… Важно учитывать, что мы живем еще в таком большом городе, где у всех людей большие психологические нагрузки, а здоровье не очень крепкое. Поэтому пост современному человеку прописывается самый облегченный. Я думаю, что не только в миру, но и в монастырях все-таки идет тенденция снисхождения к немощи людей, для того чтобы не ослабли наши силы. Постимся, но по уставу, который учитывает наши немощи. С одной стороны, мы говорим про здоровье, которое укрепляется постом — это для начинающих, чтобы как-то их увлечь… Попробуй поститься и сам сделай вывод. Согласись, что много болезней от переедания, и ограничь себя сначала в еде. Что касается духовной жизни, то здесь слово уже для людей серьезных: пост — это узда на наши страсти. Множество грехов и страстей питаются от нашего самолюбия, сластолюбия и саможаления. Эта группа страстей, развивающихся от угождения плоти, так и называются «плотскими» или «телесными». Если плоть держится в строгости, то эти страсти не получают себе пищи. Есть очень хорошая мысль: отними у страстей пищу, и ты лишишь их силы, — так говорили святые отцы. Если к мясной лавке прибегают собаки, которые привыкли, что им бросают кости и остатки мяса, то, чтобы они не прибегали и не докучали, нужно перестать их кормить. То же самое со страстями: нужно отнять у них пищу. К сожалению, современному человеку это трудно понять и исполнить. Это трудно донести до людей, которые привыкли к постоянному комфорту, ведь этим комфортом человек себя везде окружает — посмотрите на современные дорогие машины и квартиры; многие не могут жить без «брендовых» телефонов и самой модной одежды; есть люди, которые отдыхают только за границей и покупают продукты в лучших магазинах. Многие любят посещать всякие заведения — кафе, рестораны, где они расслабляются, едят, пьют, отдыхают. Таких людей меньше в провинции, но в мегаполисах их достаточно. Пост в этом смысле предполагает ограничение, если не исключение этих удобств. Во время поста разумная строгость ставится на первое место. В пост нужно себя удерживать от посещения гостей, застолий, от винопития и праздного веселья, от всяких юбилеев и праздников и т.д., где именно плоти дается возможность для расслабления. Ведь когда плоть уходит из-под надзора, тогда она начинает распоясываться. А вольность для плоти — это открытая дверь для входа в нашу душу страстей, которые сразу начинают диктовать свои требования. К телесным страстям относятся блуд, праздность, чревоугодие, многоспание, пьянство и всевозможные виды гнева — такие, как сквернословие, ругань, месть и т.д. Т.е. эта группа страстей усиливается там, где люди не знают поста. Поэтому, чтобы успешно бороться с грехом, пост должен быть взят на вооружение.
— Вы затронули тему досуга. Неужели досуг в Рождественский пост не разрешен? Можно ли совместить пост и Новый год?
— Отвечая на этот вопрос, мы должны видеть собеседника, которому мы наше слово адресуем. Понятно, что Рождественский пост у всех ассоциируется с Рождеством, которому предшествует Новый год. Перед Новым годом елки ставят в Москве чуть ли не за два месяца. Дней за 15-20 до 1 января почти у всех людей появляется предновогоднее настроение, которое всегда связано с покупками и подарками, с посещениями знакомых, родственников и гостей, с вечеринками и корпоративами. Самое интересное, что никто не может сказать: а что вообще празднуется в Новый год? Мы стали на год старше, время нашей жизни очевидным образом сократилось, впереди такая же многотрудная и нелёгкая жизнь… Одним словом, повод глубоко об этом задуматься и поразмышлять… А кругом всё равно ждут Новый год. Таким людям скажем: дорогие, посещайте своих друзей и родственников, отмечайте новолетие на работе, но не теряйте головы, т.е. не упивайтесь и не объедайтесь, не допускайте вольностей и плясок, помните о супружеской верности… Иногда не пойти трудно. Приходится бывать, где не постятся, танцуют, смотрят телевизор, устраивают всякие конкурсы и т.д. Как быть христианину здесь? — Не терять голову. Быть там, как говорил святитель Феофан Затворник, только телом. Душой стараться от Бога не отходить. Помнить о тех страшных ошибках и грехах, которые совершались в подобных местах веселья. Усекновение главы Иоанна Крестителя было совершено на дне рождения, под воздействием алкоголя и блудной похоти.
Для людей воцерковленных, наверное, уместны более серьезные слова. Развлечения и всевозможные расслабления в пост не нужны. Дождемся Рождества, и тогда будет время для утешения и радости. Все-таки время поста должно отличаться от обычного времени. В чем это отличие? Господь знает нашу немощь, то, что жить строго и ответственно мы постоянно не можем — слишком слабы. Поэтому и установлены посты, как особые периоды для духовных трудов и исправления жизни. Пост нужно постараться прожить по-христиански, в духе Христовом, в точном следовании Его заповедям. Сколько раз мы слышали, что Христос никогда в Своей жизни не смеялся? Он плакал, мог даже гневаться, Он голодал, уставал, работал, ходил с проповедью по Палестине, но Он никогда не смеялся. Т.е. это важный аспект: осознай Евангельские слова, что «Блаженны плачущие», а «горе смеющимся». Но, чтобы не показаться слишком суровыми и строгими, напомним, что в основе всего лежит любовь, и строгость поста основывается на любви — на любви к заповедям и постановлениям Церкви. А там, где любовь, там вся эта строгость воздержания принимает правильное, осмысленное направление и содержание. Это мы видим на примере наших подвижников благочестия, наших старцев — какие они были радушные, гостеприимные, часто могли и пошутить, и приласкать человека. А какая строгость внутри себя, к себе, ко всем проявлениям своих чувств и желаний! Вот это удивительное свойство — чем строже человек к себе, тем он должен быть снисходительнее и любвеобильнее к ближним, — вот такому посту нам бы всем научиться. Как сказано в Евангелии: поститесь для Бога. Не будьте как лицемеры-фарисеи, которые надевают на себя скорбные одежды, посыпают головы пеплом, но ждут одного — похвалы от людей и награды на земле, потому что всё основано на тщеславии. Мы должны умыть лицо, помазать свою главу елеем, т.е. духовно радоваться, молиться и благодушествовать, чтобы поститься для Бога, ведь это самое главное.
— Взрослый человек впервые начинает поститься. Стоит ли на него сразу возлагать бремена неудобоносимые, или существуют какие-то послабления? Или это решается индивидуально?
— Мне кажется, что в отношении поста нужен индивидуальный подход. Здесь важен совет духовника, а он, к сожалению, есть не у всех. Каждому человеку нужны свои слова. Например, многие люди впервые начинают Великий пост. Я таким людям советую начинать с Первой недели и Страстной недели — но это совсем новички, те, кто только-только начинают и потому боятся. Мы всегда человека при встрече спрашиваем, как у него самочувствие, как у него настроение, какие у него дальнейшие желания в отношении поста. Если возможно поститься, то можно и дальше трудиться. А есть люди, которые, еще пост не начался, уже берут благословение на послабление — на молочную пищу, даже на мясную. Им говоришь — вы хотя бы начните, недельку попоститесь, а потом будет видно. Иногда бывает, что вроде бы и ничего — можно и дальше продолжать. В отношении этих благословений-послаблений не очень понятно, как вести себя священнику, потому что отменять уставы и правила Вселенских Соборов никакой священник не может. Поэтому это всё решается с духовником индивидуально, когда мы знаем о человеке многое — условия его жизни, возраст и проблемы со здоровьем, семейное положение и условия для работы и т.д. Конечно, здесь все советы должно быть проникнуты рассудительностью и любовью. Мы предлагаем средний, царский путь: никакие крайности в Церкви не приветствуются. Крайность, когда отсутствует труд и идет полное угождение нашим желаниям. Другая крайность, когда человек слишком строго начинает, берет очень напряженный темп жизни и его не выдерживает — вот это хуже всего. Поэтому – нужно придерживаться золотой середины.
Наш народ надо все равно пробуждать. Решать сообща проблему, имя которой — боязнь поста. А с постом связана та строгость христианская, которая как узда, наброшенная на страсти. Не суровость и самоистязание, а дисциплина жизни, исполнение заповедей Божиих, которые для ветхого человека бывают нелегки, но со временем это иго и бремя становятся благим и лёгким.
— Если человек приходит и говорит: «Батюшка, я готов заниматься духовным деланием, но я не готов отказаться от пищи»?
— Можно поступить так. Хорошо, допустим, ты не можешь себя ограничить в еде. Значит, добавь в пост трудов духовных. Прочитай Евангелие, походи в церковь, приступи к Таинствам. Но для причастия пост необходим. Обязательно вокруг себя заметь человека, которому нужна помощь. В отношении ограничения еды — нельзя сразу сдаваться. Есть люди, которые выпрашивают, выклянчивают эти благословения. Одно дело — проблема со здоровьем и пожилым возрастом, другое дело — лень и беспечность.
— Помните ли вы, как начинали свой первый пост? С какими искушениями и трудностями столкнулись?
— Самое трудное — то, что я постился в неверующей среде. У меня родители в храм не ходили и всячески препятствовали посту. Мне был 21 год, когда я начал поститься, и, конечно, мне было трудно. Сейчас, особенно Великим постом — это я могу засвидетельствовать, — много мест, где есть постная еда. А в те годы приходилось перебиваться буквально хлебом, водой, чаем. Но Господь меня утешил таким образом: когда первый пост прошел, то я стал работать преподавателем в православной гимназии «Радонеж», где уже была постная еда и почти все сотрудники постились. Свой первый пост я запомнил надолго. А там уже было проще.
Дорогие студенты, школьники, работающие люди: если возможность есть, то к посту надо готовиться заранее. Я знаю, что многие берут на работу еду постную из дома, чтобы все-таки пост не нарушать. Но если такой возможности нет, то как личный совет (дети у нас так постятся) предлагаю такой вариант: дома у вас пост, но когда человек выходит на учебу, на работу или отправляется в поездку — там, как получается. Представьте, в армии служит солдат — какой там ему пост? Что ему дадут, то он и поест. Поэтому везде нужно рассуждение. Но надо трудиться. Часто бывает, что Господь, видя желание, помогает — в этом я тоже глубоко убежден, поэтому сразу нельзя сдаваться. Не получается — вот, и поститься не буду. А надо постараться, надо побороться немножко за возможность исполнять заповедь Божию.
Но с детьми, подростками, студентами, с болящими, кормящими, беременными, конечно, всё идет в сторону послабления. Но в этом смысле, если мы послабляем пост телесный в плане питания, то надо говорить, что компенсируем трудами духовными. Ты ешь творог или пьёшь кефир, тогда не смотри телевизор, не сиди в сетях социальных, часами не болтай по телефону. Не ходи по гостям и вечеринкам, больше сиди дома и занимайся своей внутренней жизнью.
— Вы, как родитель, на какой все-таки точке зрения стоите: полезен пост детям?
— Полезен. Полезен однозначно. Мы с матушкой заметили, что у нас лучше всех постятся младшие дети, которые с нами дома находятся. Как только пошли в школу пост телесный начинает страдать. Приходится с этим смиряться, ведь в школе они сидят до пяти вечера, часто и поститься бывает трудно. Иногда трудность поста не в том, чтобы отказаться от еды, а в том, чтобы не испугаться мнения толпы. На тебя смотрят, почему ты не ешь творожную запеканку или почему выбираешь котлету из картошки и т.д., — вот здесь ребенку тоже не всегда легко пойти против всех. Но в семьях часто мамы помогают, заранее готовим какие-нибудь пирожки, булочки, постную еду какую-нибудь даем. И дети сейчас могут и в классе остаться перекусить, иногда и в столовых выбрать что-то себе. Но для детей сейчас не нужно, как говорится, «заморачиваться», потому что впереди взрослая жизнь сознательная, и там будет самое главное.
А принцип такой: в семье постимся, тем более два дня — суббота, воскресенье — дети дома, вот уже два полноценных постных дня в неделю. А в будни вечер — постный ужин, утром — завтрак постный, а днем в школе — как получится, стараемся говорить, убеждать, но учитываем обстоятельства.
— У вас есть какое-то определенное правило, которое вы обязательно стараетесь выполнить постом? Я знаю, что некоторые стараются, например, прочитать всё Евангелие?
— Каждый человек пытается на себя наложить труд поста. Я стараюсь по мере своих слабых сил отказывать себе в каких-то приятностях. То, что человеку нравится и что он любит делать, например, слушать хорошую музыку или читать классику, — постом, наверное, надо себя в этом ограничивать. Что касается каких-то дополнительных трудов, то обязанности многодетного родителя и служение в храме Христа Спасителя, преподавание в воскресной школе и прочие труды и заботы всё время и так держат в тонусе, и дай Бог с этими трудами как-то управиться, потому что объем очень большой. А в целом, специально, — честно скажу, ничего такого не добавляю, потому что стараюсь обычное, не постное время, за исключением питания, все-таки проводить примерно так же, как пост. Ну хочу, очень хочу — чтобы не терялась благодать поста. Вот это выражение мне очень нравится: благодать поста. Она, наверное, самая ощутимая в Великий пост, но и в другие посты её тоже можно почувствовать.
Великий пост всегда кончается весной — хорошая погода, впереди лето, отпуска. Эта обновленная жизнь человека влечет, и хочется чего-то такого интересного и свежего. Свт. Феофан Затворник в своих «Письмах» сравнивает людей с барашками, которых выпускают на поля после долгой зимы… Вот они там бегают, резвятся, им всё интересно. К сожалению, пост Великий проходит, наступает лето, и печально бывает осенью встречаться с людьми и слышать от них, как они растеряли быстро всё, что с таким трудом накапливали. И почему-то именно Великий пост люди ждут больше всего. Прямо вот говорят: «Быстрей бы пост, и слава Богу, что он наступил, как жалко, что он заканчивается». А почему? — Потому что Рождественский пост — это Новый год и только потом Рождество… считайте: если у нас 40 дней поста, а Новый год через 30 дней, то у многих где-то с 15 декабря уже настроение далеко не постное. Петровский пост — это лето, поездки, отпуска и т.д. Вроде бы Успенский пост, но он короткий, и тоже, хотя и строгий, но выпадает на лето. Вот эти факторы, к сожалению, для мирян, не могу сказать, как это в монастырях всё переживается, часто являются поводом не поститься. А надо бы…
Великий пост люди воспринимают серьезно, ответственно и трудятся по-настоящему. Вся дисциплина поста, богослужения, сами события воспоминаемые — Страстная Неделя, Первая седмица — всё настраивает на покаянный, правильный лад. Дай Бог, чтобы мы и прочие посты правильно выполняли и трудились для Бога.
— А как выйти из поста правильно? Как не потерять благодать, полученную в пост?
— К сожалению, наш устав православного жития — он что-то совсем не в эту сторону. Когда мы после рождественской или пасхальной службы идем в трапезную, то там глаза просто разбегаются от изобилия. Как говорится, даётся разрешение на всё. Но везде, конечно, требуется благоразумие и мера. У меня есть знакомый хирург, который занимается полостными операциями, заболеваниями кишечника, желудка. Он говорит: что-то невообразимое, во-первых, на Новый год — это понятно, категория людей, которые перебрали за праздничным столом новогодним, но это не относится к православным, а вторая волна — это после Пасхи. Когда люди, выдержав строгий пост, — последнюю неделю многие себя вообще очень строго держат, — потом себе дают позволение на всё и получают проблемы уже очень серьезные, которые требуют госпитализации и лечения в стационаре. Выходить надо из поста осторожно и сдержанно… Хочется верить, что главная радость — это не стол с едой, не котлеты и не пельмени, а события, которое мы воспоминаем: Пасха Господня, Рождество Христово, Успение Божией Матери — это главное.
— Батюшка, и последнее. Что вы можете пожелать постящимся в Рождественский пост?
— Постящимся, конечно, хочу пожелать радости. Впереди событие Рождества Христова, ради которого мы и постимся и к которому готовимся. Пожелать, чтобы радости поста превосходили его труды. Но это не сразу. Мне кажется, надо попоститься все четыре поста, и тогда труды и ограничения уже не будут так болезненно ощущаться. Мы начнём жить иными ценностями и другими ориентирами. Вот здесь бы хотелось пожелать такого духовного подъема: не унывать, что пост пришел, не считать, как пишет Лествичник, дней до окончания поста, не бегать заранее по магазинам, чтобы закупиться на праздничный стол. Конечно, в пост — побольше добрых дел дай Бог всем нам делать. Обуздывать наши страсти, которые портят, отравляют нашу жизнь. Учиться новым качествам, т.е. тем добродетелям, о которых говорит Евангелие. В пост, как говорили древние люди, затраты на постную пищу были меньше, появлялся излишек — вот этот излишек предназначался на дела милосердия, благотворительность. Чтобы с постом уходили из жизни зависть, раздражительность, злоба и т.д. Т.е. человек, правильно постившийся, — это человек обновленный, одухотворенный. Это человек, который благодать Божию принимает в свое сердце, и, конечно, этим светом, радостью и миром он делится и с другими. И с такими людьми все время хочется быть рядом, от них получать это тепло и любовь — дай Бог, чтобы этого было побольше в нашей церковной жизни, таких солнышек, которые могли бы согревать других людей.
С протоиереем Андреем Овчинниковым
беседовал Никита Попов
20 декабря 2016 г.
Православие.ру