Вообще-то полагаю, что Христос был против такого поста как у нас сегодня, плотского. Такой пост Он рассматривал как свидетельство отпадения от Него.
«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». [Лк.5:35]
Интересное слово «отнимется«. Сие совсем не означает, что Христос удалится, вознесётся на небо и исчезнет, но именно отнимется от церкви. Почему от церкви? Потому, что Он называет себя женихом, а у жениха, как известно, невеста церковь.
То, что отнимется, это мы видим из откровения.
«И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит«. (Откр. 13:7-9)
Не постился я, говорит Давид, не бдел, не лежал на голой земле: но смирихся, и спасе мя Господь вскоре (Пс. 114.5) Иоанн Лествичник.
«Относительно поста, когда нет здоровья, — пишет святитель Феофан Затворник, — терпение болезни и благодушие во время ее заменяют пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная».
«В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…» (прп. Симеон Новый Богослов)
Пост это прежде всего смирение пред Богом.
«Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он, или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом – себя». Святитель Игнатий Брянчанинов +1867г.
«Некто из святых сказал: «Если Христос пришел не для праведников, то я отвергаю мою правду, как грех, отлучающий меня от Христа, и в том, что я грешен, нахожу мою правду, правду небесную, доставляющую мне средство приступить ко Христу и быть с Ним». (Свт. Игнатий Брянчанинов)
«Береги язык; ибо он часто выносит наружу то, что лучше было бы утаить».
(Преп.Нил Синайский)
«Нет злее помысла, как помысл самомнения. Он прямо нападает на чувство сокрушения и охлаждает его». (Св.Феофан Затворник)
«Общий признак мудрых, духовных людей — глубокое смирение и любовь ко всем ближним«. (Подвижник Евстратий Глинский)
«Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить всё находящее на тебя» (Авва Дорофей)
«Понудим себя крепкую приставить стражу к устам своим, чтоб о ком-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая речь хуже всяких ядов. Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания». (св. Антоний Великий)
«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9:14,15)
«Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». [Мф.28:20]
«Кто имеет ухо, да слышит«. (Откр. 13:9)
Кстати. Почему-то у нас вот эти слова Господа стесняются вспоминать, а тут и есть указание на противоборство поста плотского с духовным:
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. (Ис. 58:3-11)
Постом телесным мы по сути отменяем пост духовный, плоть ставим выше души и духа. Плоть не должна управлять душой, ибо это возврат к ветхому закону. Пост телесный тормозит духовный путь человека, ибо увидев в нём привычные физические усилия, коими мы в жизни плотской достигаем успеха, мы с радостью отвлекаемся от поиска Духа Святого и благодати Его.
Нам привычнее копать лопатой (класть поклоны и т.п.), чем общаться с Духом.
Наверняка скажут, что вот Христос ведь постился, как же ты пост отрицаешь? Мерзавец и т.д. и т.п……… . И будут правы. Христос постился. Но разве сие означает, что именно в результате поста телесного Он мог общаться с Отцом Небесным? Невозможно себе этого представить.
Может всё наоборот? Может не богообщение есть следствие диетического поста, а пост сопровождает богообщение?
Ведь очень сложно представить себе молитву во время трапезы. Если молишься усердно, то либо пирожное в рот не полезет, либо молитва прервётся. Если скажут, что во время поста рождается молитва, то сие означает, что телега везёт за собою лошадь.
На самом деле пост наш сегодняшний телесный сродни обжорству. В обоих случаях ставим примат плоти над духом. А это уже скорее всего от сатаны.
«Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы». (Иоанн Дамаскин)
Пост надо понимать верно. Иначе он вреден для спасения. Иначе мы плоть ставим впереди духа на пути к Отцу. Некоторым кажется, что через плоть можно воспитать дух. Это глубокая ошибка. Не мы себя воспитываем себя, но Бог.
«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине«.(Ин.4:24) А не во плоти.
Нам важно не путать причину со следствием. Серафим Саровский питался травкой сныть. Но не из-за неё стал святым, а потому питался ею, что был святым.