С вершины холма, на котором расположен Спасо-Преображенский монастырь города Мурома, открывается божественная красота необозримых далей. Эти поистине былинные края помнят многих святых, воссиявших в земле русской. Здесь славили Бога небесные покровители семьи Пётр и Феврония, здесь копил свои силы богатырь Илья Муромец и сюда же не раз наведывался смиренный старец Серафим Саровский. Многое помнит земля муромская и монастырь, ставший неотъемлемой частью её истории.
- Первый луч православия в муромских землях
- Свидетельства рукописных памятников прошедших веков
- Город, ставший военным лагерем
- Государева клятва
- Набег иноземных грабителей
- Наказанное непокорство
- Последующие десятилетия в жизни обители
- Тяготы екатерининского времени
- Чудотворная афонская икона
- Под гнётом богоборческой власти
- Возвращение монастыря (точнее, его руин) в лоно церкви
- Спасо-Преображенский мужской монастырь (Муром): адрес и организация поездок
- Монастырские святыни
Первый луч православия в муромских землях
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, являющийся древнейшим в России, был основан князем Глебом Владимировичем – сыном князя Владимира, принесшего на русскую землю свет православия. Получив в 1015 году от отца во владение город Муром, жители которого по тем временам ещё утопали во мраке язычества, молодой князь счёл за благо не останавливаться в нём, а основать свой двор поднявшись вверх по Оке и выбрав для него место на крутом, поросшем густым лесом берегу.
Ревностный христианин, он в скором времени повелел воздвигнуть рядом со своим княжьим теремом храм, и когда среди вековых сосен поднялись его бревенчатые стены, озаботился спасением не только своей души, но всех тех язычников, повелителем и господином которых являлся. Крещение столь обширного и затерянного в лесах края — дело многотрудное и требующее времени, вот и вразумил его Господь начать просвещение Муромской земли с основания обители.
Свидетельства рукописных памятников прошедших веков
О том, когда и кем был основан Спасо-Преображенский монастырь (Муром), подробно рассказывается в древнейшем рукописном памятнике, дошедшем к нам из XVI века. О столь древнем происхождении обители свидетельствует и другой исторический документ XII века. В нём рассказывается о том, что в 1096 году вблизи монастырских стен погиб в бою с князем Олегом другой муромский правитель — князь Изяслав Владимирович (сын Владимира Мономаха).
Сохранили древние рукописи память и о кончине ещё одного благочестивого князя Юрия Изяславовича, правившего с 1162 по 1174 год. Местом его упокоения, как свидетельствует Ипатьевская летопись, стал Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, на территории которого его повелением была возведена новая церковь и установлена колокольня. О том, была ли она каменная или бревенчатая, как её предшественница, построенная князем Глебом – неизвестно. Говорится лишь о том, что именно в ней погребли его тело.
Следующим по хронологии дошедшим до нас историческим документом, в котором упоминается Спасо-Преображенский монастырь (Муром), является летопись конца XV века. В ней рассказывается о том, как в 1467 году новгородский боярин Фёдор Борецкий – сын знаменитой посадницы Марфы, возглавившей борьбу вольного города Новгорода за независимость от Московского княжества, перед смертью сподобился принять в монастыре иноческий постриг. Надо заметить, что это было в обычаях того времени – на пороге смерти отрешиться от всего земного и в «ангельском чине» отойти в иной мир.
Город, ставший военным лагерем
Во время победоносного похода на столицу Казанского ханства, предпринятого Иваном Грозным, один из маршрутов следования русского войска пролегал через Муром. Спасо-Преображенский мужской монастырь был местом его пребывания в течение двух недель, во время которых строились плоты и струги для переправы через Оку.
Исторические хроники сообщают, что в июле того года город был похож на военный лагерь. На улицах были разбиты многочисленные походные шатры, осенённые боевыми флагами, и всюду виднелись ратники, и слышался звон оружия. Здесь же царь наблюдал с высоты левого берега, на котором находился монастырь, за переправой отдельных частей через Оку, туда, где начинались Саканские леса.
Государева клятва
В те дни воинство Ивана Грозного пополнилось и муромской дружиной. Предание гласит, что, покидая монастырь, государь поклялся в случае победы над супостатом построить в нём каменный храм. Как известно, этот поход закончился взятием Казани, и в 1655 году по его слову был воздвигнут не один, а несколько храмов, среди которых особо выделяется Спасский собор, для которого государь пожертвовал драгоценную церковную утварь, книги, иконы и богатые облачения.
Несмотря на многократные перестройки, этот собор дожил до наших дней, и в целом сохранил первоначальный облик. При виде его даже беглого взгляда достаточно, чтобы на память пришли очертания Московского Успенского собора, столь близки они по своим архитектурным особенностям. Это и пятиглавие, столь характерное для московского стиля той эпохи, и скромная орнаментация фасадов, и строгие, лаконичные пропорции обоих зданий, создающие впечатление монолитности и суровой простоты.
Известно, что Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме во многом обязан Ивану Грозному своим экономическим расцветом. Государь отписал в его собственность многочисленные вотчины – земельные владения с холопами, ставшими его собственностью. Своим трудом крестьяне избавили братию от заботы о хлебе насущном, позволяя ей предаваться лишь душеспасительным подвигам.
Набег иноземных грабителей
В одной из исторических хроник, датируемых 1637 годом, есть запись о том, что в 1616 году, то есть в самом начале царствования Михаила Фёдоровича – первого государя из Дома Романовых, вооружённый литовский отряд под командованием Александра Лисовского захватил Муром. Спасо-Преображенский мужской монастырь, относительно благополучно переживший Смутное время, был в эти дни разграблен, а те из насельников, кто оказал сопротивление врагу, убиты. Имя этого предводителя кавалерийского отряда, многократно запятнавшего себя грабежами мирного населения, вошло в историю и стало синонимом насилия и произвола.
Наказанное непокорство
Яркой и полной драматизма страницей в истории монастыря стали события, последовавшие в результате церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Как известно, среди проводимых им новшеств были значительные изменения в порядке богослужений, введение в употребление заново переведённых с греческого языка церковных книг, замена прежнего двуперстия при крестном знамении на троеперстие и многое другое.
Эта реформа, рациональная по своей сути, но проводимая в жизнь поспешно и непродуманно, вызвала протест в самых широких слоях общества и стала причиной церковного раскола, последствия которого ощущаются и по сей день. Как свидетельствуют исторические хроники, в те дни одним из оплотов старообрядчества стал Спасо-Преображенский монастырь (Муром).
Его настоятель архимандрит Антоний неоднократно обращался не только к возглавляемой им братии, но и к жителям города с воззваниями, в которых осуждал изменения, нарушавшие привычный, установившийся веками порядок церковной жизни. Особой же критике подвергалось требование креститься тремя перстами. Он даже направил послание царю Алексею Михайловичу, в котором подробно по пунктам излагал все претензии по отношению к проводимой реформе.
Столь неистово радея о попранном, по его мнению, древнем благочестии, пастырь не принял во внимание одну крайне важную вещь – реформа была не только одобрена царём, но и проводилась под его личным покровительством. Следовательно, критикуя её, он шёл наперекор царской воле, а в какие времена на Руси это сходило безнаказанно?
Случилось то, чего и следовало ожидать. В 1662 году строптивец был отстранён от управления монастырём, а через некоторое время вызван в Москву, где его дело разбиралось проходившим в то время Поместным собором. Не помогли ему ни всенародно принесённое покаяние, ни прежние пастырские заслуги. За дерзость и вольнодумство он был лишён сана и, как простой чернец, отправлен на послушание в дальний и бедный монастырь, где провел остаток своих дней.
Последующие десятилетия в жизни обители
Весьма благодатным в хозяйственной жизни монастыря оказалось последнее десятилетие XVII века. Это произошло благодаря щедрым пожертвованиям, неоднократно вносимым в его казну митрополитом Варсонофием – выходцем из старинного рода богатых муромских купцов Чертковых. Его щедротами был возведён каменный настоятельский корпус и произведена реконструкция требовавшего ремонта Покровского храма.
Времена правления Петра I не были наполнены значительными событиями, вошедшими в историю монастыря. Единственным существенным нововведением за этот период было открытие на его территории единственного в городе учебного заведения – школы, где обучались дети священников. Даже несмотря на то что число учащихся в ней было невелико, её заслуга очевидна, так как именно она стала первым очагом грамотности в этом обширном крае.
Тяготы екатерининского времени
Немало трудностей и невзгод претерпел Спасо-Преображенский монастырь (Муром) в годы правления Екатерины II. Его экономическое благополучие сильно подкосила проводимая ею политика секуляризации, то есть изъятия из владения монастырских земель, часто являвшихся основным источником доходов их собственников. Лишённый дарованных ему ещё во времена Ивана Грозного наделов, монастырь начал приходить в упадок.
Ситуация осложнялась и тем, что на основании указа, поступившего из Санкт-Петербурга в 1765 году, была упразднена находившаяся неподалёку мужская Борисоглебская обитель, и её насельников перевели в Спасо-Преображенский мужской монастырь (г. Муром). Доходов от этого, разумеется, не прибавилось, а количество ртов увеличилось. Пришлось боголюбивым инокам ещё теснее затянуть пояса своих ряс.
Чудотворная афонская икона
Полоса испытаний, ниспосланных монахам за их прежнюю гордыню, продлилась до семидесятых годов следующего столетия, когда настоятелем обители назначили архимандрита Антония (Ильина). Застав хозяйство в крайне плачевном состоянии, этот смиренный, но весьма практичный пастырь начал с того, что отправился в паломничество на святой Афон, чтобы там испросить помощи у Небесных сил.
Его молитвы были услышаны, и назад он вернулся с чудотворной иконой Божьей Матери «Скоропослушница», которая сразу привлекла к себе толпы паломников и тем обеспечила приток средств в монастырскую казну. Благодаря этому, в течение последующих лет удалось отреставрировать и привести в надлежащий вид все обветшавшие к тому времени монастырские постройки.
Кроме того, в 1892 году возле южной стены обители было выстроено кирпичное трёхэтажное здание, в котором разместились братские кельи, а в 1907 году построена ещё одна церковь, на этот раз в честь мучеников Херсонесских. Это было последнее строительство, предпринятое в монастыре. Неумолимо надвигалась катастрофа, повергшая во прах великую империю и на долгие десятилетия оторвавшая российский народ от его духовных корней.
Под гнётом богоборческой власти
Вскоре после вооружённого переворота, происшедшего в 1917 году, Спасо-Преображенский монастырь (Муром), адрес которого с этих пор стал обозначаться по имени революционера И. Н. Лукина, был закрыт. Поводом к тому послужило участие его настоятеля епископа Митрофана (Загорского) в антибольшевистском восстании, вспыхнувшем в Муроме в июле 1918 года и организованным белогвардейским подпольем. Однако находившийся в нём Преображенский собор ещё два года продолжал действовать в качестве приходского храма. Открытым оставалось и монастырское кладбище, где производились захоронения гражданских лиц.
В двадцатые годы стоял вопрос о передаче монастырских помещений в ведение Муромского краеведческого музея, но к концу десятилетия в них разместилась воинская часть, а несколько зданий заняло городское управление НКВД. Святыни Спасо-Преображенского монастыря (Муром) были частично переданы в музейные фонды, а в большинстве своём просто уничтожены или разграблены.
Возвращение монастыря (точнее, его руин) в лоно церкви
Процесс возвращения верующим их исконной собственности начался в 1990 году, когда представители инициативной группы, созданной в городе, обратились в открытом письме к руководству горисполкома с просьбой передать Спасо-Преображенский монастырь (Муром), адрес которого: ул. Лакина, 1 а, во владение вновь создаваемой монашеской общины. Их инициатива была поддержана академиком Д. С. Лихачёвым, обратившимся за содействием к высшему церковному руководству.
Преодоление трудностей, возникших на этом пути, заняло почти пять лет, но, наконец, расквартированная на территории монастыря воинская часть переехала на новое место, освободив все сохранившиеся до наших дней помещения. Тогда же наместником возрождающейся обители стал иеромонах Кирилл (Епифанов).
По его воспоминаниям, картина, представившаяся ему при первом посещении обители, была поистине удручающей. Казармы, оставленные военными, были полуразрушены, а здания храмов были лишены не только куполов, но даже кровли. Учитывая, что денег на их восстановление не было, можно представить во всей полноте сложность проблемы, стоявшей перед наместником.
Вторично выручила монастырь та самая икона Божьей Матери «Скоропослушница», привезённая когда-то с Афона архимандритом Антонием и чудесным образом возродившая тогда его материальное благополучие. И хоть в этот раз она была обретена не в Греции, а в фондах местного музея, где хранилась в течение долгих лет, чудо повторилось с поразительной точностью – к ней вновь потянулись толпы паломников, а вместе с ними наладился и приток средств, которые не мог выделить на восстановление святыни г. Муром.
Спасо-Преображенский монастырь в период с 2000 по 2009 год получил также значительную материальную поддержку со стороны Счётной палаты РФ, благодаря чему удалось завершить весь намеченный комплекс восстановительных работ. Сегодня он восстановлен во всем своём первозданном виде и вновь приобрёл значение одного из наиболее значимых религиозных центров России.
Спасо-Преображенский мужской монастырь (Муром): адрес и организация поездок
В настоящее время завершена большая и ответственная работа. Возрождённый после десятилетий духовного упадка, царившего в стране, Спасо-Преображенский монастырь (Муром), фото которого можно увидеть в этой статье, привлекает к себе не только верующих, направляющихся к нему, прежде всего, для поклонения святыням, но и тех, кто, не отождествляя себя с религией, проявляет интерес к прошлому нашей страны.
Для всех, несомненно, притягательным является комплекс исторических зданий. Он состоит из пяти объектов, главным из которых является собор, построенный в 1552 году благодаря пожертвованиям, которые внёс Иван Грозный в Спасо-Преображенский монастырь в Муроме. Расписание богослужений, возобновлённых в нём после завершения работ, в целом соответствует графику служб во всех православных храмах страны. В будние дни утром они начинаются в 8:00, а вечером в 17:30. В праздничные и воскресные дни к ним добавляется поздняя литургия в 10:00.
Об истории обители и обо всём, что происходило за долгие века в её стенах, можно узнать из рассказов квалифицированных гидов, проводящих в ней экскурсии. Тем, кого влекут в монастырь религиозные чувства, для организации поездок следует обращаться: Муром, Паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря. Связаться с ним можно через принадлежащий обители интернет-сайт. Желающих самостоятельно организовать своё паломничество также ждут в этой обители, расположенной по адресу ул. Лукина, 1 а.
Монастырские святыни
В Спасо-Преображенский монастырь (Муром), гостиница которого включает в себя как общие номера мужского и женского отделений, так и отдельные для приезжающих семей, ежегодно съезжаются многочисленные группы паломников. И это вполне закономерно, учитывая значение святынь, хранящихся в стенах обители.
Кроме богородичной иконы «Скоропослушницы», о которой уже упоминалось в статье, все приехавшие имеют возможность поклониться одной из наиболее почитаемых икон святого преподобного Серафима Саровского. Она была написана в начале прошлого века сразу после его канонизации сёстрами основанной им Дивеевской обители и хранит в себе частицу святых мощей старца. В 2006 году к этим святыням прибавилась серебряная рака с мощами святого преподобного Ильи Муромца, ставшего в народном эпосе прообразом знаменитого богатыря – героя легенд и былин. Также и вся история монастыря воспринимается как дивная песнь вещего бояна, ожившая и ставшая зримой в наши дни.