В городе Серафимович Волгоградской области расположен монастырь, являвшийся в давние годы духовным центром Донского казачества. За свою долгую историю он пережил немало бед, но благодаря Божьему покровительству и глубокой религиозности жителей края каждый раз находил силы для возрождения. Сегодня он в полной мере вернул своё величие, попранное за долгие десятилетия атеистического мракобесия.
- Обитель на берегу Дона
- Монастырь-крепость
- Становление монастыря и укрепление его хозяйства
- Беда, нагрянувшая в Пасхальную ночь
- Обустройство на новом месте
- Преобразование мужского монастыря в женский
- Временное упразднение монастыря
- Годы после восстановления обители
- Заступничество архиепископа Игнатия
- Игуменья – просветительница Донецкого края
- Второе закрытие монастыря
- Возрождение обители
- Труды новых насельниц монастыря
- Святыни и достопримечательности монастыря
- Обитель, ставшая местом паломничества
Обитель на берегу Дона
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь изначально был мужским. Его основание относится к 1638 году. Место для будущей обители было выбрано вблизи Дона на низком, прилегающем к берегу степном участке. Забегая вперёд, следует отметить, что такое расположение монастыря оказалось чревато серьёзными бедами. В отдельных местах русло реки сужается, и весенний лёд нередко запирает её течение, что приводит к разливам, губительным для всех, кто избрал её берега для своего жительства.
Основным населением тех краёв было казачество, сформировавшееся из осевших здесь на рубеже XV и XVI веков беглых крестьян, спасавшихся от крепостного гнёта, царившего в центральных районах России. Они заселили обширные участки, простиравшиеся по берегам рек Яика, Урала, нижней Волги и Дона. В 1570 году Иван Грозный придал им официальный статус, поручив охрану границ государства от его агрессивных соседей.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по просьбе казаков, направленной в 1636 году государю Михаилу Фёдоровичу, предназначался для их собратьев, вышедших на покой по старости или ввиду ранений. Получив надлежащее дозволение, Войсковой округ выделил для постройки обители значительный земельный участок, располагавшийся на левом берегу Дона, неподалёку от устья реки Медведица, имя которой навсегда вошло в название монастыря.
Монастырь-крепость
Время, когда был основан Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, было крайне неспокойным, и казачьи станицы часто подвергались набегам татар. В результате одного из них недавно возведённые братские кельи сгорели в огне пожара, и в 1652 году было решено перенести обитель на правый берег Дона, труднодоступный для кочевников, и потому более безопасный. С этой целью выбрали просторный и ровный участок, ограниченный высоким обрывистым берегом.
О времени начала строительства нового монастыря сохранились весьма противоречивые сведения. Между тем точно установлено, что произошло это по распоряжению патриарха Никона, отпустившего на выполнение работ немалые средства, и что в 1565 году на высоком берегу Дона уже была возведена деревянная Преображенская церковь.
Из дошедших до нас исторических документов следует, что построенный на новом месте Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был построен по всем правилам фортификации. От набегов кочевников со всех сторон его защищали мощный земляной вал и вырытый перед ним ров. Внутри же располагались, помимо храма и настоятельской кельи, трапезная и двенадцать братских келий. Всего на ту пору насельниками обители были четырнадцать человек.
Становление монастыря и укрепление его хозяйства
Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, история которого неразрывно связана с донским казачеством, со дня своего основания находился под опекой Войскового округа, командование которого прилагало все силы к тому, чтобы спасавшиеся в нём ветераны былых сражений ни в чём не нуждались. В то же время в военные годы обитель имела чисто практическое значение – на её территории, под защитой земляных укреплений устраивался госпиталь для раненых. Но главное заключалось в том, что на дальнем рубеже России монастырь служил оплотом православия и был его духовным центром.
В конце XVII и первой половине XVIII века Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь всесторонне укреплял своё хозяйственное положение. Значительно увеличился размер принадлежащих ему земельных наделов. Из документов 1705 года известно, что в собственности обители находилось более шестидесяти пяти с половиной тысяч десятин земли. Кроме пахотных участков, в них входили лесные угодья и рыбные ловли.
Поскольку в материальном отношении жизнь монастыря приобрела стабильный и устойчивый характер, то его братия стала пополняться не только за счёт престарелых казаков, но и всех, кто желал принять постриг. Соответственно, и численность насельников за этот период значительно увеличилась.
Когда же в 1707 году вспыхнуло восстание под предводительством атамана Булавина, вызванное политикой Петра I, направленной на ущемление прав Войска Донского, то в стенах монастыря нашли приют сироты казаков, погибших в схватках с правительственными войсками. Многие из них, достигнув надлежащего возраста, также принимали монашеский постриг.
Беда, нагрянувшая в Пасхальную ночь
К середине XVIII века деревянная церковь, являвшаяся одной из первых монастырских построек, изрядно обветшала, и со всей очевидностью встал вопрос о возведении нового каменного храма. Но этим благим намерениям не суждено было осуществиться ввиду несчастья, причиной которого стало обрушившееся на обитель стихийное бедствие.
Как уже упоминалось выше, весенним ледоходом нередко запираются узкие участки русла Дона, в результате чего происходят его разливы, причиняющие немало бед местным жителям. Наиболее тяжёлыми последствия этого природного явления были в 1752 году. Вышли из берегов сразу две реки – Дон и Медведица. Талые воды до такой степени подмыли высокий и крутой берег, на котором находился Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, что почва сделалась неустойчивой и во многих местах образовались оползни.
С каждым днём положение усугублялось. На стенах зданий появлялись и быстро увеличивались трещины, а сами они начали медленно оседать в грунт, неожиданно сместившийся в сторону реки и принявший подобие рыхлой и неустойчивой массы. В полной мере трагедия разыгралась в Пасхальную ночь, когда склон горы, на котором находилась обитель, со всеми возведёнными на нём постройками сдвинулся с места и рухнул в разлившийся Дон.
Поскольку события последних дней подготовили насельников монастыря к такому развитию событий, никто из них не пострадал. Более того, всё наиболее ценное, включая иконы старинного письма, книги и церковную утварь удалось заранее перенести в безопасное место. Но в эту холодную апрельскую ночь вода разметала по брёвнам всё, что было построено за долгие годы упорным трудом нескольких поколений, и что составляло основу жизни обители.
Обустройство на новом месте
Разумеется, восстанавливать монастырь на прежнем месте не имело смысла, так как подобное бедствие могло повториться. Поэтому для обители был выбран новый участок, отстоявший от прежнего на полверсты вверх по течению. Там, на возвышенности, недосягаемой для весенних вод, в 1754 году и был заложен Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, сохранившийся до наших дней.
В течение последующих нескольких лет на его территории возвели каменный храм, освящённый в честь Преображения Господня, а также настоятельский корпус, братские кельи и целый ряд хозяйственных построек. Иноки же непрестанно молили Господа о прощении грехов, по которым он попустил им пережить столь тяжёлое несчастье.
Преобразование мужского монастыря в женский
Новая страница в жизни монастыря открылась, когда десятилетие спустя распоряжением Святейшего синода он был преобразован в женскую обитель. Произошло это событие в июне 1785 года. Принято считать, что подвигло синодальных чиновников к такому решению ходатайство, направленное в Санкт-Петербург войсковым старшиной А. И. Иловайским, имевшим там немалые связи.
Так оно было или нет – доподлинно не известно, но только вскоре в кельях, оставленных прежними насельниками, разместились сорок девиц из находившейся неподалёку Сиротинской станицы, составлявших там женскую православную общину. Все они пожелали отказаться от образа жизни, приличествующего их полу, и навсегда затвориться от мира в стенах обители. Первой их настоятельницей стала родная сестра войскового старшины Мария Карпова, а духовником — семидесятилетний дьякон отец Василий (Михайлов).
Временное упразднение монастыря
Однако, не успели невесты Христовы хорошенько обжиться на новом месте, как стряслась беда, которую никто не мог предвидеть заранее, и которая оказалась для монастыря губительней весеннего разлива рек. Пришла она из столицы, где в те годы правила государыня Екатерина II, оставившая память о своём царствовании жёсткой политикой в отношении церкви. Волею императрицы годы её правления в России стали периодом секуляризации (изъятия) церковных земель в пользу государства, а также закрытием многих обителей.
В 1788 году она издала указ об упразднении целого ряда обителей Воронежской епархии, в числе которых оказался и Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь. Спасти его было уже невозможно. Находившийся на территории обители храм получил статус приходской церкви, насельницы были распущены на все четыре стороны, а имущество продано. В доме же, где раньше находились настоятельские покои, разместилось казённое учреждение.
Годы после восстановления обители
Через десять лет, когда на российский престол взошёл сын Екатерины II, император Павел I, он отменил распоряжение матери, и Серафимовичский Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был вновь восстановлен. Предполагалось сделать его, как прежде, мужским, чтобы в нём могли доживать век израненные в боях казаки, но затем от этой мысли отказались, и обитель была возвращена инокиням. Даже настоятельница осталась прежняя – всё та же Мария Карпова. Позже за труды, положенные на обустройство иноческой жизни в обители, она была награждена игуменским жезлом, что является весьма почётной наградой.
После её кончины, последовавшей в 1827 году, обитель возглавила новая настоятельница — Августа. Её игуменство продлилось восемь лет и было отмечено крайне важным нововведением. При ней местным казакам дозволялось отдавать своих малолетних дочерей на воспитание в монастырь. За годы, проведённые в его стенах, девочки не только обучались церковному пению и Закону Божьему, но, живя в одних кельях с монахинями, усваивали правила духовной чистоты и нравственности.
Возвращаясь после этого к мирской жизни, они являли собой образцы истинной добродетели. Это весьма благотворно влияло на духовный климат всего края и возвышало в глазах его жителей сам источник благочестия – Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь. В России тех лет подобная практика воспитания была ещё в новинку. Свой земной путь игуменья Августа завершила в 1835 году, и после её кончины обитель постигли неожиданные бедствия.
Заступничество архиепископа Игнатия
Дело в том, что в тот год Святейший синод пересмотрел положение о монастыре, изданное им в 1798 году, и в новую редакцию не вошли пункты, дававшие ему право на получение государственного пособия. Это было настоящим ударом для сестёр. Отныне они не только лишались возможности заниматься благотворительностью (в том числе и воспитанием казацких дочерей), но и обрекались на голодное существование.
Выручил монахинь возглавлявший в те годы епархию архиепископ Игнатий. Он лично обратился с прошением на высочайшее имя, и благодаря распоряжению, отданному государем Николаем Павловичем, насельницы монастыря были восстановлены в своих правах и могли впредь не опасаться за будущее.
Игуменья – просветительница Донецкого края
С середины шестидесятых годов XVIII века жизнь обители отмечена периодом правления самой известной её игуменьи — Арсении, которая в 1864 году возглавила Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Фото её тех лет представлено в статье. Дворянка, дочь знаменитого военачальника тех лет генерала М. В. Себрякова, она, являясь одной из самых образованных женщин своего времени, приложила все силы для распространения грамотности среди насельниц обители, многие из которых не умели ни читать, ни писать, и посвятила немало времени заботам о просвещении жителей всего края.
Трудами игуменьи Арсении в стенах монастыря было открыто начальное четырёхгодичное училище, в котором обучались дети из семей самых различных социальных слоёв общества, включая дворянство и чиновничество. В нём, кроме Закона Божьего и славянского языка, преподавались также математика, русский язык, география и история. Там же была открыта художественная студия, в которой вела занятия сама игуменья, имевшая природный талант в этой области искусства. Занятия в училище продолжались вплоть до 1918 года.
Второе закрытие монастыря
В течение десяти лет после октябрьского переворота сёстры ещё как-то пытались спасти обречённый на неминуемое закрытие Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь. Описание их жизни в те годы можно найти среди воспоминаний, оставленных очевидицей событий – местной учительницей Т.В. Поляковой. Она рассказывает о том, как инокини образовали сельскохозяйственную коммуну и взамен отобранных у них помещений приобрели маленький домишко, в котором жили все вместе и молились Богу.
Вспоминает она и о том, как в марте 1927 года вышло постановление о закрытии монастыря, и о том, как многие из его насельниц были арестованы и навсегда сгинули в арестантских вагонах, увозивших их в лагеря. Те же, кому удалось избежать этой участи, в годы войны были высланы в Ростовскую область, откуда некоторые из них затем вернулись в родные края. Сразу после закрытия монастыря в его стенах была размещена детская колония, которую затем сменил целый ряд находившихся там хозяйственных учреждений.
В 1933 году Усть-Медведицкая станица была преобразована в город и переименована в честь известного советского писателя Александра Серафимовича, в результате чего находившаяся на его территории обитель после своего возрождения, последовавшего в годы перестройки, стала упоминаться как Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (г. Серафимович).
Однако, прежде чем наступили в стране времена духовного возрождения, ей суждено было пережить много бед и несчастий, среди которых главной была война. Так случилось, что бывшая обитель оказалась в самой гуще боёв, и в результате этого были разрушены почти все её постройки. Чудом уцелело лишь здание храма Казанской Божьей Матери, дошедшее до наших дней в весьма плачевном состоянии.
Возрождение обители
В 1991 году, когда на волне перестройки верующим были возвращено многое из того, что у них незаконно отняли в годы многочисленных антирелигиозных кампаний, начала путь своего возрождения и обитель в бывшей казацкой станице, известной теперь как город Серафимович. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь первоначально предполагалось сделать мужским, и ещё до начала восстановительных работ на его территории поселились четыре монаха и несколько послушников.
Им суждено было провести в обители лишь десять лет, так как в дальнейшем Святейшим синодом было принято решение о восстановлении её в статусе женского монастыря. Однако и за это время монахам удалось выполнить самые неотложные хозяйственные работы, непосильные женским рукам. В частности, они демонтировали остатки находившейся там в последние годы электростанции, восстановили кровлю храма, обустроили домовую церковь и построили помещения для братских келий.
Кроме того, ими были распаханы переданные в аренду обители сто девяносто гектаров земли. Всё это во многом облегчило жизнь многочисленной женской общины, переселившейся в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (г. Серафимович) в 2001 году по личному распоряжению патриарха Алексия II с Украины. Сорок три насельницы продолжили дело восстановления обители, начатое их предшественниками.
Труды новых насельниц монастыря
Сёстры, руководимые монахиней Георгией (Боровик), развернули широкую хозяйственную деятельность. В помещениях, оставшихся от располагавшегося здесь некогда пионерского лагеря, ими были созданы пошивочная мастерская, рыбный цех и просфорня. Кроме того, с помощью городских властей удалось ввести в эксплуатацию банно-прачечный комбинат и построить цех по изготовлению бетонных конструкций, где по найму трудятся жители города Серафимович. Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь благодаря этим мерам обеспечил себе надёжную материальную базу.
Большая работа была проведена сёстрами и по восстановлению внешнего некогда цветущего облика монастыря. Были разбиты цветники, клумбы и обустроены садовые дорожки. Наибольшее же внимание уделено объектам, которыми исстари славился Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь. Достопримечательности, входящие в его комплекс, и святыни, хранящиеся в храмах, в наши дни, как и много лет назад, привлекают к себе тысячи паломников.
Святыни и достопримечательности монастыря
Рассказывая о них, следует начать со знаменитых пещер, вырытых ещё в годы правления игуменьи Арсении. Они устроены таким образом, что каждый спустившийся в них становится как бы свидетелем последних дней земного служения Христа. Перед ним предстаёт Его Крестный путь, а также дорога, по которой шла к Голгофе Божья Матерь. Там же, в пещерах, можно видеть чудодейственный камень, на котором молилась игуменья Арсения. Во время одной из таких молитв она сподобилась созерцать Царицу Небесную. Говорят, что на камне до сих пор сохранились отпечатки ног и рук благочестивой игуменьи.
Несомненный интерес представляет звонница, стоящая на месте, где в XVIII веке был построен храм, взорванный в 1934 году по приказу властей. От него осталась лишь арка, сохранившаяся до наших дней. В её проёме по распоряжению игуменьи Георгии и были установлены колокола. Есть также иные достопримечательности, которыми по праву гордятся не только жители Серафимовича, но и вся Волгоградская область.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь после долгого периода реставрационных и строительных работ открыл двери двух своих храмов: одного — в честь иконы Казанской Божьей Матери, освящённого в 2012 году, и другого — посвящённого Преображению Господню. Его кровлю венчают тридцать три купола.
Обитель, ставшая местом паломничества
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, адрес которого — Волгоградская область, гор. Серафимович, ул. Преображенская, 7, сегодня, как и в прежние годы, привлекает к себе большое количество паломников. Они съезжаются сюда, чтобы поклониться его святыням, главной из которых считается чудотворный камень, о котором шёл разговор выше. Несмотря на то что обитель находится в стороне от крупных городов и трасс федерального значения, она всегда полна приезжих.
Ниже дана информация для тех, кто желает посетить Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Как доехать в Серафимович и увидеть этот возрождённый к жизни памятник русской православной старины, подробно описано в путеводителе по Волгоградской области. Вкратце же можем сообщить, что владельцам личного транспорта рекомендуется добираться до него по Ростовской трассе. Минуя Калач-на-Дону, следует пересечь Дон и, доехав до Суровикино, повернуть направо в соответствии с дорожным знаком, указывающим путь на Серафимович.
Кроме того, можно воспользоваться услугами многочисленных туристических агентств Волгограда, организующих поездки в Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь. Интересные факты и исторические сведения о его прошлом и сегодняшней жизни участникам поездок сообщат профессиональные гиды, рассказ которых приятно дополнит общее впечатление от экскурсии.