Сретенский монастырь в Москве вписан в страницы истории России, начальная из которых относится к правлению Василия I (сына Дмитрия Донского, умершего в 1382 году). За 36 лет его мудрого царствования Московское княжество укреплялось и расширялось, а сама Москва ни разу не была никем завоевана.
История названия монастыря
В переводе с греческого языка «сретение» означает встречу. Кучково поле взяло свое название от фамилии боярина С. И. Кучки, потомственного вятича, не подчинившегося Ю. Долгорукому. Полумифический боярин Степан Кучка был казнен, а на землях, которыми он владел, была построена Москва. Именно здесь, на Кучковом поле, и произошла в 1395 году встреча москвичами Владимирской иконы Божьей матери, посланной крестным ходом из Владимира-на-Клязьме. Дорогу, которая шла к центру столицы, и на которой произошло это событие, стали называть Сретенкой, а монастырь, воздвигнутый здесь в память о легендарном событии, Сретенским. Легендарном потому, что на следующий день без видимой причины Тимур-Тамерлан, разоривший перед этим Елец, повернул свои войска от стен беззащитной столицы. Василий I увековечил это событие, построив в 1397 году на месте встречи крестного хода Сретенский монастырь в Москве.
Бесценная святыня
На счету Владимирской иконы Божьей Матери есть еще два легендарных избавления от захватчиков. Одно произошло в 1451 году, когда ордынский царевич Мазовша, правнук хана Тохтамыша, сжег все московские посады, а накануне решительного штурма убежал от стен столицы после ночной вылазки горожан с иконой. Второе относится к 1480 году (избавление от Ахмата, стояние на реке Угре). Владимирская икона Божьей матери написана, согласно преданию, самим евангелистом и апостолом Лукой при жизни Марии на доске стола, за которым трапезничало Святое Семейство.
Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг, правление которого в начале XII века ознаменовалось обширной церковно-законодательной деятельностью, послал список с этой иконы Юрию Долгорукому. После того как был основан Сретенский монастырь, в Москве в него ежегодно 26 августа крестным ходом из Успенского собора доставляют Владимирскую икону Божьей Матери, спасительницы столицы от завоевания ее войсками Тамерлана.
Монастырские постройки, дожившие до наших дней
Первоначально возведенные здания монастыря не сохранились. Из старинных построек, переживших все войны и потрясения, до наших дней дожил пятиглавый собор, построенный в 1679 году на деньги царя Федора Алексеевича, единокровного брата Петра I. Федор III вместе с женой Агафьей Семеновной Грушецкой особо опекал Сретенский монастырь в Москве. Уже после смерти обоих в 1706 году был устроен южный придел — Рождества Иоанна Предтечи. В иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году царской супружеской четой были поставлены образа их покровителей – святых Федора Стратилата и мученицы Агафьи. Иконы расположены на равном удалении от царских врат.
Роль в отечественной истории
Вообще этот монастырь сыграл в судьбе династии Романовых не последнюю роль – он активно содействовал приходу к власти Михаила Федоровича, первого русского царя, носителя этой фамилии. Все богомолья высших слоев русского общества начинались, как правило, в этой обители. А в XIX веке здесь же находилась, хотя и временно, первосвятительская кафедра. А Владимирская икона Божьей Матери, относящаяся к святыням монастыря, трижды спасала Москву от вражеского захвата и уничтожения.
Фрески монастыря
Несмотря на свою значимость, Собор Сретения Владимирской иконы Божьей Матери вплоть до 1707 года стоял нерасписанным. В этом году благодаря пожертвованиям С.Ф. Грибоедова, стрелецкого полковника, в храме появились фрески, хорошо сохранившиеся до наших дней и представляющие собой один из последних шедевров древнерусского искусства в столице. Кто расписывал стены собора, неизвестно, так как в пожаре 1737 года в монастыре сгорела вся документация, связанная с работой талантливых мастеров, о профессионализме которых говорит оригинальное тематическое построение фресок и совершенство исполнения.
Черные страницы истории
Трагические события для монастыря наступили в 20-е годы XX столетия. Единственной признаваемой на всей территории советской России с 1922 по 1926 годы было церковное движение под названием «обновленчество», которое, по сути своей, было приспособлением к новой власти с целью выживания. Оно активно боролось с патриархом Тихоном. Как только Сретенский монастырь в 1923 году перешел из обновленчества в патриаршую юрисдикцию, начались проблемы, а в 1925 обитель закрыли. До 30-го года многие здания монастыря безжалостно сносились. Мотивировка – расширение улицы, одной из центральных, поскольку Сретенский монастырь, адрес в Москве которого – улица Большая Лубянка, 19, находился в самом сердце столицы. Среди разрушенных строений были и храм преподобной Марии Египетской, и Храм святого Николая. Они не восстановлены. Святыни монастыря расформировывались по музеям. Только благодаря случайности старинная икона «Воздвижение креста», оказавшаяся в Антирелигиозном музее, сохранилась и находится в Третьяковской галерее. В оставшихся зданиях разместились общежития офицеров НКВД. О том, что на святой земле монастыря убивали людей, говорит поклонный крест, воздвигнутый в 1995 году в память замученных жертв.
Возвращение в лоно церкви
До 90-го года в здании собора находился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. В 1991 году монастырь был возвращен православной церкви, после чего началось его возрождение – восстановлены старинные здания, построены новые корпуса и колокольня. На монастырской территории работает крупное издательство. На катехизических курсах обучается 400 человек. 40 монахов и послушников проживают в стенах монастыря. Необходимо отметить, что 4 декабря 1925 года, буквально перед полным закрытием, в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон будущий патриарх Пимен (в миру Сергей Извеков), умерший в 1990 году.
Строгая красота монастыря
Все здания, находящиеся в центре столицы, которая за последние годы удивительно преобразилась, соответствуют ее новому облику, в том числе и Сретенский монастырь в Москве. Фото, размещенное ниже, красноречиво говорит о его нынешней строгой красоте. Естественно, что одной из древнейших обителей, сыгравших немалую роль в судьбе России, находящейся в центре столицы, уделяется много внимания со стороны руководства православной церкви. К тому же, поскольку монастырь ставропигиальный, Патриарх Московский является его правящим архиереем и наставником. Термин «ставропигиальный» означает неподчинение монастыря местным епархиальным властям. Такие монастыри и лавры находятся в ведении патриарха. До 1918 года обитель, находящаяся в самом центре столицы, на улице Большая Лубянка (ранее Сретенка), имела статус заштатного монастыря, существующего без государственной поддержки. В наши дни Сретенский мужской монастырь в Москве относится к ставропигиальным.
Причина особой гордости
Все в обители соответствует ее высокому рангу. Многим может гордиться Сретенский монастырь в Москве. Хор обители (не певчие, а сам хор) является ее ровесником, и известен не только прихожанам и любителям духовной музыки. Уже в XVII веке сретенский хор и его певчие получили признание, так как сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. Пережив тяжелые времена, возродившийся вместе с монастырем коллектив стал приобретать новые черты, соответствующие времени, и окончательно сформировался к 2005 году. Возглавляет его выпускник Российской академии музыки Никон Степанович Жила. Он с детства был певчим Троице-Сергиевой лавры. Наряду со службами солисты хора ведут концертную деятельность и записывают альбомы. У каждого из 30 солистов прекрасное музыкальное образование – либо «Гнесинка», либо Московская духовная или Сретинская семинарии. Есть студенты столичной академии хорового искусства и Московской консерватории. По свидетельству поклонников и знатоков, талантливый руководитель «превращает созвучие голосов в живой орган». В хоре есть солисты с мировыми именами – Дмитрий Белосельский и некоторые другие.
Чтимые иконы и мощи праведников
Святыни Сретенского монастыря в Москве представлены в первую очередь мощами священномученика Илариона (Троицкого) — епископа и богослова русской православной церкви, иконой с частицей мощей преподобного Серафима Саровского. Кроме того, здесь хранятся останки преподобной Марии Египетской, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Николая Чудотворца. К святыням относится негатив (лик на Плащанице) и позитив (на фото) точной копии Туринской плащаницы, выполненной в натуральную величину, которая находится в крипте собора. Она освящена Патриархом Московским Алексеем II как Нерукотворный образ Спасителя. Чтимый список Владимирской иконы Божьей Матери завершает перечень святынь Сретенского монастыря.
Бескорыстие во славу Божию
Люди, которые бескорыстно и добровольно трудятся во славу Божью, находятся при православных монастырях, но не являются послушниками — это так называемые трудники. Сретенский монастырь в Москве, как и другие церковные учреждения, нуждается в их помощи. Трудники отличаются и от паломников, и от послушников. В основном это люди, только готовящиеся посвятить себя церкви полностью. Существует положение о трудниках, в котором к ним предъявляются определенные требования, и нарушать их не рекомендуется. Обычно трудники приезжают в монастыри на определенное время, и им, конечно, нужно место проживания. Гостиница Сретенского монастыря в Москве под названием «Подушкин» для этого и предназначалась. Но, к большому сожалению, в 2012 году, осенью, она оказалась в центре скандала из-за того, что в список предоставляемых услуг, по данным правоохранительных органов, входили и интимные. Наместник Сретенского монастыря назвал информацию клеветой.