На данный момент в мире господствуют три основные религии: христианство, буддизм и ислам. Приверженцами последней являются свыше 800 миллионов человек. Ислам моложе остальных вероисповеданий и возник он в 7 веке нашей эры в Арабском халифате. И одновременно с его возникновением формируется мусульманское право. Эта правовая система в корне отличается от тех систем, которые существуют в западных странах. И она оказала сильное влияние на развитие государства и права в целом ряде стран Востока.
А возникло мусульманское право в те времена, когда в западной части Аравийского полуострова начали формироваться феодальные государства. Но как юридическая система, это право образовалось не сразу. На начальном этапе, когда ислам и мусульманская община только развивались и процесс создания классового общества, да и самого государства еще не завершился, юридические и иные правила поведения в них еще практически не различались. А мусульманская догматика, правоведение и богословие в этот период были так тесно переплетены, что не являлись еще самостоятельными идеологиями. И только в середине 10 века правоведение отделилось от теологии, и образовались мусульманско-правовые школы. А к концу этого века в основном завершился процесс формирования мусульманского феодального государства. Тогда же мусульманское право стало системой юридических норм поведения.
Это право по своей сути является религиозным. И основные источники мусульманского права – это Коран и Сунна. В Коране содержатся высказывания пророка Мухаммеда, а в Сунне описаны предания о его решениях и поступках. Но в Коране, который является первым и главным источником этого права, есть только отдельные положения, имеющие юридический характер. И их недостаточно для того, чтобы систематизировать все правовые нормы. Поэтому ни один мусульманский юрист не воспринимает Коран в качестве книги мусульманского права. Более того, о многих правовых институтах, которые оказали огромное влияние на формирование и развитие этого права, в этой книге нет никаких упоминаний.
И поэтому любой мусульманский судья, который вершит правосудие, обращается не к Корану, толковать который он не должен, а к книгам по мусульманскому праву. Эти книги были написаны в разные годы разными авторитетными юристами и учеными-теологами. И в них содержатся толкования мусульманских законов. А сам по себе Коран является главной книгой мусульман и фундаментальным богословским трудом.
Уголовная ответственность в исламском мире тоже основана на религиозных принципах. И мусульманское уголовное право является основным во многих исламских государствах. Это такие страны, как Иран, Ливия, Ирак, Пакистан, ОАЭ, Саудовская Аравия и другие. А в некоторых арабских государствах, где тоже правит ислам, уголовное право формировалось под влиянием европейского законодательства, и оно содержит только отдельные элементы этого права. К этим государствам относится Сирия, Марокко, Иордания и Ливан.
И источником этого уголовного права служит доктрина мусульманского права, которая основана на толкованиях норм Сунны и Корана. Это связано с тем, что в этих книгах содержатся только некоторые положения уголовно-правового характера. Также в уголовных вопросах много решает иджма – мнение авторитетов ислама. А некоторые из таких вопросов решает кияс – суждение по аналогии. Но бывают случаи, когда невозможно найти точное решение по какому-то вопросу в основных источниках мусульманского уголовного права. И тогда решение принимается на основе иджтихада – свободного усмотрения судьи или другого исламского авторитета.
Религиозные догматы также определяют категорию преступления и степень его тяжести. В исламе есть пять основных ценностей. Это жизнь, религия, продолжение рода, разум и собственность. И преступления, которые посягают на эти ценности, считаются самыми тяжкими, и мусульманское право их карает со всей серьезностью. Например, преступления, которые связаны с нарушением ценностей ислама, относятся к категории хадд. И вероотступничество здесь приравнивается к измене и карается смертной казнью. То же самое касается и такого преступления, как бунт. Бунтарям также грозит высшая мера наказания. Еще к категории хадд относится употребление алкоголя. В исламе это считается преступлением против разума и карается телесными наказаниями. А за прелюбодеяние каждая из сторон может получить по 100 ударов палкой. Вор в исламской стране может остаться без руки, а разбойник лишится головы. Таковы мусульманские законы.