Главной святыней и достопримечательностью Днепропетровска является Свято-Троицкий собор. Сооружение относится к памятникам зодчества XIX века. Пережив нелегкие времена в своей истории, Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск) действует до сих пор на радость всем истинно православным христианам. Ежедневно здесь совершаются требы, проходят богослужения.
История
Свято-Троицким собор именуется не случайно. В XIX веке церковь называли Троицкой, а в какое-то время — Сошествия Святого Духа. Возвели собор на месте старой городской церкви, которая почитала Казанскую икону Божьей матери. Она была небольшой по размерам, освятили ее в далеком 1791 году. После сорока лет службы церковь значительно обветшала, и купечеством города было принято решение обратиться к известным архитекторам Висконти и Боде, чтобы те создали проект нового храма. Одновременно проектировались Успенская церковь и новая купеческая. Место для будущего храма было освящено в 1837 году. Городу не под силу было возводить одновременно два великих сооружения, поэтому весь упор шел на Успенскую церковь.
Восемь лет прошло после закладки, и в 1845 году Федор Дупленко (лесопромышленник) пожертвовал три тысячи рублей, хватило которых только на возведение фундамента. По мере возможностей несколько лет выделял Дупленко средства, на которые и возводился храм. В целом на строительство он внес сто тысяч рублей (огромные деньги для того времени). Умер купец в 1848 году от тяжелой болезни.
В 1855 году закончили возведение церкви, епископом в то время был Леонид Зарецкий. Освятили во имя Святой Троицы. С той поры храмовый день — праздник Святой Троицы.
У собора три придела. Правый – Казанской иконы Божией матери, левый – Андрея Первозванного, центральный – Животворящей Троицы. Три городские улицы получили эти имена: Казанская (ул. К. Либкнехта), Первозвановская (ул. Короленко), Троицкая (ул. Красная) и площадь Троицкая (площадь Красная).
Описание. Возведение колокольни
Один из местных архитекторов разработал проект, по которому была возведена в 1860-х каменная высокая колокольня. В то время в Екатеринославле (Днепропетровске) это было самое высокое сооружение. Уже позже между храмом и колокольней был выстроен придел, который и соединил сооружения в одно целое, площадь церкви увеличилась почти вдвое. Меценатами этого строительства являлись Андрей Кирпичников и его семейство, которые в общей сложности выделили пятнадцать тысяч рублей.
Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск), адрес которого Красная площадь, 7, в конце XIX века обладал функциями городской приходской церкви. Были построены свечная лавка, а также на Троицком базаре двенадцать церковных лавок, церковно-приходская школа и Дом притча. Старостой на тот момент был Иван Алексеенко.
Начало XX века. Роспись Ижакевича
В начале XX века в Свято-Троицкой церкви начали масштабные ремонтные работы. Для выполнения работ по росписи (фрески, иконы) пригласили выдающегося живописца Украины Ивана Ижакевича (1864-1962), он был большим специалистом в области украинского фольклора, народного творчества. Вплоть до революции основной его деятельностью была именно храмовая роспись, почерк которой никто не мог повторить. Самые известные его росписи – Киево-Печерская лавра (Трапезная), там же главные врата лавры, церковь Всех Святых в лавре. Все эти шедевральные росписи автора относятся к началу XX века.
Площадь Троицкая, где находится храм, принимает сотни верующих ежедневно. Каждый может зайти в Свято-Троицкую церковь и лицезреть красоту, уникальность росписи. Для Екатеринославля приглашение в то время столь значимого мастера было большим достижением. Руке мастера принадлежат изображения святых на пилонах собора, выполненные во весь рост (Кирилл и Мефодий, Павел, Петр), а также евангелисты на парусах в центральном нефе.
Приход советской власти
В 1910 году староста Иван Алексеенко скончался, и реконструкция собора затянулась. Завершить работы удалось только в 1917 году. Но с приходом Советов начались новые беды для церковников. Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск) принял Кафедру епархиального архиерея, так как был закрыт Спасо-Преображенский собор.
В 1934 году, во времена атеистических веяний, храм закрыли, объяснив это «отсутствием прихожан». Кресты были сброшены, колокола сорваны вандалами с колоколен и разбиты. На территории храма были размещены многочисленные магазины, склады, мастерские. Здание церкви поделили на два этажа, приспособили под складские помещения. А ангелы, витающие над порталом, по-прежнему славили бога и наблюдали сверху за разгрузкой мешков с провизией, как смотрели когда-то на молящихся прихожан. Грязь, сырость, перепады температур нанесли большой ущерб внутренним росписям, убранству храма. Лики святых были даже просто закрашены сверху белилами и краской.
Во время войны
Богослужения возобновились в храме в 1941 году, во времена войны. С тех пор они больше не прекращались. При освобождении города в 1943 году в неразберихе военных лет погиб настоятель Владимир Капустинский, который был до революции настоятелем Веденской церкви. Протодиакон Свято-Троицкого собора Илларион также был расстрелян прямо во дворе храма. Он покоится во дворе собора, как и тела многих жертв немецких бомбордировк 1941 года.
Несмотря на тяжелые времена по проекту Владимира Самодрыги в 1942 году Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск) был частично отреставрирован. Средств было мало, поэтому выполнялись самые необходимые работы – оштукатурили стены, повесили колокола, выкрасили зеленым цветом купола и возвели на них кресты. Внутри частично расчистили росписи, разобрали ненужные перекрытия.
В 1944 году реставрацию церкви продолжили. В то же время происходила реорганизация в Днепропетровской епархии. Так собор официально стал являться резиденцией архиерея, соответственно средств на реставрационные работы было выделено значительно больше.
Восстановление храма. Кто же таинственный автор росписи?
Большая реставрация храма по адресу Красная площадь, 7 началась в 1950-е. Были восстановлены уцелевшие уникальные авторские росписи: иконы апостолов, орнаменты, херувимы в сводах куполов, «Бегство Иосифа в Египет». Фрески, которые не подлежали восстановлению, заменили новыми. Был создан новый иконостас, построено крыльцо, балкон для хора и многое другое.
В те времена и выяснилось имя автора росписей. Грустный парадокс – сам автор Ижакевич был еще жив в эти годы, но вынужден был молчать о своих симпатиях к православию. Никто уже не знал, что все эти росписи принадлежат ему.
Первым предположение об авторстве Ижакевича высказал архиепископ Гурий, который был прекрасным ценителем и знатоком церковной живописи. Выписав московских реставраторов из Москвы, архиепископ убедился в своих догадках. Одним из мастеров был Кутлинский – ученик Ижакевича. По почерку рисунка он сразу определил авторство росписей. Окончательно авторство подтвердило областное общество по охране памятников. Престарелый художник Коновалюк Ф. З. помогал при росписи собора в далеком 1909 году, он поведал еще много интересных деталей о проведенных работах.
Собор в XXI веке
Большой вклад в восстановление храма внесли митрополит Днепропетровский Ириней и настоятель протоирей Аксютин Владимир Викторович. При капитальной реконструкции собора полностью обновили фасад, перекрыли крышу, обновили купола, установили новые окна, а также гранитные подоконники. В 2009 году, осенью один из первых зеленых куполов (центральный) засиял золотом. Уже на Рождество, 7 января, во время прохождения Богослужения под лучами солнца он сиял так, словно пламя веры всех собравшихся в храме возносилось в небо.
В 2010 году полностью реставрировали весь фасад, к приезду Святейшего Патриарха Московского Кирилла позолотили купола колокольни, обновили кресты, покрасили остальные купола, восстановили лепку, фасадные иконы.
Визит Святейшего Патриарха Кирилла
Летом в 2010 году Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск) принимал высокого гостя. У входа в храм встречал протоиерей Владимир Аксютин Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В самом храме, да и вокруг него собралось сотни верующих людей. Внутри собора присутствовали все пастыри города и важные государственные чиновники. Владыка Ириней даровал Патриарху список образа Самарской Пресвятой Богородицы, которая особо почитается в храме. С ответным словом в память о своем визите Кирилл передал настоятелю храма Образ Спасителя. Ежегодно 7 января, во время празднования Рождества Патриарх Московский передает свои поздравления своим собратьям в Днепропетровске.
Реликвии храма. Святыни
Захоронены у стен кафедрального собора епархиальные архиереи Варлаам (Ильющенко), Андрей (Комаров), Кронид (Мищенко), создатели, настоятели храма. Справа от центральных ворот во время войны в 1941 году были здесь захоронены жертвы первых бомбежек.
Бережно охраняются святыни собора: икона «Плачущий Спаситель», икона «Святой Троицы» с частицей Мамврийского дуба, иконы Божьей Матери «Казанская», «Иверская», «Самарская», «Достойно есть», два креста-мощевика, содержащие частицы почитаемых православных святых (в том числе крестителя Господа Иоанна). Находится в соборе крест-мощевик с частицами мощей оптинских старцев.
Сберегаются в соборе древнейшие реликвии: гробница из Свято-Николаевского собора, иконостас Казанской церкви.