Первая церковь Северной столицы была построена по личному приказу императора в самом начале восемнадцатого века. А после восьмилетнего строительства храм был освящён. Позже статус его был повышен, в результате Свято-Троицкий кафедральный собор стал главным в городе на Неве. Пресвятая Троица являлась первым небесным покровителем Северной столицы, поэтому ей и был посвящён этот храм. В истории нашего государства он был очень значимым, так как именно здесь взошёл на трон первый император Пётр Великий, отсюда звучали все царские указы.
Первые годы кафедрального собора
Сегодня этот собор, который дал название площади, не существует. А некогда это был центр городской жизни, ведь его окружали главные коммерческие и государственные учреждения.
Первый российский император лично заботился о нём, даже собственноручно принимал участие в его обустройстве. Именно поэтому в деревянном храме имелась памятная доска, гласившая о том, что он был построен государем императором в честь победы под Выборгом над шведами.
Церковь была построена по проекту архитектора Доменико Трезини. Перед этим храмом долгое время устраивались маскарады, массовые гуляния, парады и смотры войск. На колокольне были укреплены часы, которые сняли с московской Сухаревской башни.
Значимость храма
Здесь проходили в присутствии царской семьи все значимые государственные торжественные богослужения (мирный договор со шведами и окончание Северной войны), а государю пожалован титул императора. Тут же происходило отпевание Алексея и объявление наследником престола царевича Петра. В соборе в течение долгого времени пребывала главная святыня города – Казанская икона Божьей Матери.
Возведение нового собора
Будучи деревянным, Троицкий собор в Санкт-Петербурге довольно быстро ветшал. В результате через двадцать один год после возведения Канцелярией от строительства было решено снять часы и часовые колокола. А по истечении шести лет из-за невозможности починить был убран надломленный и наклонившийся из-за погодных условий крест. В это же время был издан указ о возведении каменного храма, но, к сожалению, данный проект не был реализован.
Согласно воле Елизаветы, собор был разобран, а на его месте был возведён новый храм по проекту Германа ван Болеса. Освящённый в мае 1746 года Троицкий собор в Санкт-Петербурге не был похож на тот, что был в петровское время. Он представлял собой два сруба в два бревна с известковой проливкой между ними. Здание было обшито тёсом снаружи. Оно было покрашено масляной краской и оштукатурено внутри. Крыша была покрыта железными листами, а двухъярусная колокольня довершена была луковичной главой. Ещё одна венчала купол над основным объёмом храма, диаметр которого был равен его площади.
Позднее, по приказу Канцелярии, Троицкий кафедральный собор был обнесён оградой, которая препятствовала гуляющему по площади скоту. Но через полтора года после освящения храм сгорел дотла.
Восстановление после пожара
Через пять лет после пожара императрица Елизавета распорядилась перенести храм из Летнего сада (был использован материал) на место сгоревшей церкви. В результате по чертежу ван Болеса собор снова был восстановлен.
Сооружение проходило по проекту Волкова, но, несмотря на стремление воссоздать здание в прежнем виде, по внутренней планировке и размерам, а также внешнему виду Троицкий собор в Санкт-Петербурге существенно отличался от старого. Он был гораздо меньше петровской церкви.
Капитальный ремонт
Через сто лет после постройки главного храма Северной столицы ему снова понадобилась реставрация. Она проходила под руководством архитектора Руска, благодаря которому собор стал тёплым, с двойными бревенчатыми стенами, промежутки между ними были заполнены известью. А через двадцать лет после этого Филиппову пришлось устранять повреждения, возникшие из-за наводнения.
Новый капитальный ремонт
Троицкий Собор в Санкт-Петербурге реставрировался в очередной раз по приказу императора-реформатора Александра II. Под храм был подведён фундамент из камня, а также построена новая колокольня. Но, по велению правителя, собор навсегда должен был остаться деревянным.
Очередной пожар и конкурс на строительство
В начале двадцатого века храм снова пострадал от пожара, который возник из-за неисправности дымовых труб. Вследствие этого пострадали колокольня и притвор, купол, чердак, крыша, нетронутой осталась лишь алтарная часть. Из-за сильного огня оплавились колокола. После этого службы проводились во временном храме, простоявшем до самого конца реставрации.
Известные зодчие того времени убеждали власти в нецелесообразности восстановления собора в допожарном виде. В результате было решено осуществить замыслы, возникшие ещё в прошлых веках, о строительстве каменной церкви. Строительный комитет по её возведению возглавил князь Иоанн Константинович, а покровительствовала над ним лично императрица. Перед мастерами была поставлена невероятно сложная политическая и художественная задача – возвести большой храм, которого в стране до сих пор не было.
В объявленном конкурсе на лучший проект участвовали шесть архитекторов, работающих в неорусском стиле. В результате лучшей судьями была признана работа Покровского. Но окончательное решение всё-таки было за императрицей, которой доставили проекты всех авторов в царскосельский Александровский дворец.
Средства, на которые проводилась реставрация храма, выделялись под наблюдением Реставрационной мастерской Ленинградского отделения Главнауки. А проект реставрации сделан Катониным на основе исторических документов.
Для большей монументальнсти Троицкий собор в Петербурге получил тринадцать глав, девять из которых освещали храм, а четыре отведены под размещение колоколов. Главный купол с крестом имел высоту тридцать пять саженей. Фасад разделили по семь прясел на каждую сторону.
А что касается уцелевших остатков допожарного храма, то их, по решению Синода, следовало передать под подворье Шамординского Казанского Амвросинского монастыря, что в Стрельне. Это было сделано против мнения Археологической комиссии императора, но из-за бедности этого органа его мнение не учли.
Но за полгода до революции Иоанн Константинович отказался от занимаемой должности председателя комитета. А несколько дней спустя неизвестное лицо сделало запрос во Временное Правительство с просьбой обратно предоставить проект реставрации Катонина. В итоге по этим документам Свято-Троицкий Собор был восстановлен в том виде, каким он был до последнего пожара.
Снесение храма
Это красивое с приземистым куполом здание в течение долгого времени было достопримечательностью города на Неве и памятником его общественной и духовной жизни. Несмотря на недавно проведённую реставрацию, храм закрыли, а несколько лет спустя, по решению Облисполкома, был разобран Свято-Троицкий Собор. Санкт-Петербург с его Троицкой площадью со временем были перепланированы, а на месте некогда стоявшего храма построено новое здание с окружающим его газоном.
Около двадцати лет назад идея о восстановлении храма активно обсуждалась, но ряд причин помешал её воплощению в жизнь. В самом начале нашего века на углу площади была построена маленькая часовня в честь Пресвятой Троицы.