Успенский храм, Сергиев Посад: фото, адрес, расписание богослужений

Успенский храм в Сергиевом Посаде, входящий в число выдающихся образцов российского церковного зодчества, был возведён в период с 1757 по 1769 гг. Местом его постройки стало село Клементьево, являвшееся удельной собственностью Троице-Сергиевой лавры. Несколько позднее оно, наряду с другими монастырскими сёлами, было включено в состав города Сергиев Посад. Сегодня Успенский храм по праву считается его подлинным украшением.

Деревянная предшественница храма

Предшественницей возведённого в Сергиевом Посаде Успенского храма была деревянная церковь, имевшая то же наименование, но находившаяся примерно в сорока метрах от нынешней постройки. Первое упоминание о ней встречается в хозяйственной книге монастыря, датированной концом XVI века. Церковь неоднократно горела и отстраивалась заново, пока, наконец, не уступила место памятному столпу, воздвигнутому в ознаменование будущей постройки каменного храма.

Возведение каменного храма

Вторая половина XVIII века была периодом крайне неблагоприятным для Русской православной церкви, а особенно монашества. Причина этому заключается в масштабной секуляризации (изъятии и передаче в государственный фонд) монастырских земель, которую императрица Екатерина II проводила с 1764 года. В рамках её указа село Клементьево перестало являться собственностью Троице-Сергиевой лавры и вошло в состав города Сергиева Посада.

Однако ещё до обретения юридической независимости от своих хозяев жители села пожелали иметь собственную каменную приходскую церковь, в связи с чем объявили сбор средств на её постройку. Их благочестивый почин нашёл отклик среди самых широких кругов общества, и пожертвования стали поступать не только из близлежащих городов и сёл, но также из самой Москвы. В 1757 году, когда была уже собрана достаточно крупная сумма, приступили к работам, которые велись в течение 12 лет и завершились постройкой в Сергиевом Посаде Успенского храма, сохранившегося до наших дней, и заслужившего славу своим архитектурным обликом.

Высочайшее посещение

В 1775 году государыня императрица Екатерина II, отобравшая незадолго до этого у Троице-Сергиевой лавры принадлежавшие ей земли, совершила паломничество к её святыням. Об этом, сохранившемся в истории монастыря дне осталось немало документальных свидетельств. В них описывается необычайное стечение народа, съехавшегося со всей округи, чтобы воочию узреть российскую самодержицу, а также торжественный крестный ход, которым митрополит Московский Платон (Левшин) встречал высокую гостью. У ворот обители она появилась сопровождаемая колокольным звоном и пушечной пальбой.

Государыня изволила лично осмотреть недавно построенный в Сергиевом Посаде Успенский храм, богослужение в котором было совершено в тот день с особой торжественностью. Вместе с ней к древним иконам, помещённым в храме, приложились и многие сопровождавшие её члены царствующего Дома.

Особенности храма

В ту пору Успенский храм в Сергиевом Посаде имел два престола, один из которых был освящён в честь святителя Николая Чудотворца, а второй во имя Иоанна Предтечи. В начале XIX века в алтаре храма установили ещё один престол в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник».

При всех архитектурных достоинствах здания его недостаток заключался в том, что основной объём внутреннего помещения, в котором находился и главный престол, оставался в ту пору неотапливаемым и, соответственно, мог использоваться для богослужений только с мая по сентябрь.

Щедроты купцы Мамаева

Во второй половине XIX века главным жертвователем Успенского храма в Сергиевом Посаде (на Болотной улице) был его бессменный староста ─ купец первой гильдии Иван Павлович Мамаев. Лично им была внесена огромная по тем временам сумма ─ 30 тыс. рублей, достаточная для постройки двухэтажного особняка. На эти средства было завершено оформление внутренних помещений храма.

В частности изготовлены покрытые деревянной резьбой и позолотой, новые иконостасы, для икон заказаны оклады и киоты, а также обновлена и дополнена стенная роспись. Кроме того, на пожертвование благочестивого купца были вымощены мрамором полы и изготовлены колокола общим весом 5,5 тонны.

Благополучие храма в предреволюционные годы

Необычайно богата в те годы были и церковная утварь, и священнические облачения, также приобретённые на средства добровольных жертвователей. Среди них, по воспоминаниям современников, особенно выделялись многочисленные серебряные с позолотой сосуды и канделябры. Настоящим же сокровищем являлась украшенная драгоценными камнями панагия, полученная в дар от Санкт-Петербургского митрополита Никанора. Она, по его завещанию, неизменно находилась подле иконы святителя Николая Чудотворца. Известно, что в начале XX века храму принадлежали значительные земельные угодья, сдаваемые в аренду.

В течение длительного времени к храму была приписана церковь «Сошествие Святого Духа на апостолов», находившаяся на Клементьевском (ныне Никольском) кладбище Сергиевого Посада. Построили её на пожертвования прихожан Успенского храма и прочих благочестивых горожан. В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, она была разрушена, а заново построена лишь в годы перестройки. Сейчас она является самостоятельным приходом.

На переломе эпох

Наступивший XX век и ознаменовавший его приход к власти большевиков, принесли всей Русской православной церкви неисчислимые беды. В полной мере коснулись они и Успенского храма в Сергиевом Посаде (адрес: ул. Болотная, д. 39). Как и все прочие здания, он перешёл в собственность государства и в 1929 году был предоставлен в пользование верующих на основании заключённого с ними договора об аренде.

Этот документ был составлен таким образом, что позволял властям в любой момент расторгнуть его, на основании нарушений, якобы, допущенных арендаторами. Именно это они и сделали в 1936 году, передав храм в пользование обновленцев ─ представителей внутрицерковного раскольнического движения, руководимого протоиереем Александром Введенским, выступавшим за модернизацию богослужений и сотрудничество с советской властью.

Годы попрания святынь

Однако и новоявленные раскольники недолго совершали в храме свои богослужения. В конце 1930-х годов Успенский храм был окончательно закрыт, а его здание передано в распоряжение городской хлебопекарни. С этого времени началось его уничтожение как архитектурного памятника. В соответствии с нуждами производства внутренние помещения здания были переоборудованы, а само оно претерпело множество изменений.

Незначительный шаг к восстановлению попранной и осквернённой святыни был сделан в 1960 году, когда храм внесли в реестр исторических памятников России и, вместе с этим, взяли под государственную охрану. Его внутренние помещения освободили, предоставив размещавшемуся в них предприятию новое здание. Однако на этом всё и закончилось. Никаких восстановительных и реставрационных работ в тот период произведено не было.

Время «собирать камни»

Реальной эпохой возрождения Успенского храма стали годы перестройки, в которые круто изменилась политика правительства по отношению к церкви. Это была пора, когда, по библейскому выражению, настало время «собирать разбросанные камни», а раскидали их за время правления коммунистов великое множество. По всей стране в те годы началось восстановление прежде разрушенных храмов и строительство новых.

В 1990 году сразу после передачи здания храма во владение Русской православной церкви при нём возникла религиозная община. Вскоре распоряжением епархиального руководства, был учреждён штат духовенства во главе с настоятелем храма протоиереем Владимиром (Кучерявым). Его трудами 28 июня того же года в помещении Успенского храма совершили первую после длительного перерыва литургию. Был отслужен также молебен о ниспослании Божьей помощи в деле восстановления святыни, разорённой в годы духовного мрака и запустения.

Период активного возрождения храма

В последующее десятилетие был осуществлён большой объём восстановительных и реставрационных работ, включивший в себя установку мраморного покрытия пола, ремонт кровли, создание иконостасов и написание необходимого количества икон. Кроме того, была заново построена колокольня, разрушенная властями в конце 30-х годов. Тогда же при храме начала действовать вечерняя школа и религиозная библиотека.

В 2001 году решением Священного синода Успенский храм (Сергиев Посад), фото которого представлены в статье, стал центром Сергиево-Посадского благочиния. Одновременно с этим его новым настоятелем был назначен видный религиозный деятель современности, учёный, кандидат богословских наук протоиерей Александр (Самойлов), принявший затем монашеский постриг и с 2005 года известный как игумен Иоанн.

Последующие годы стали периодом дальнейшего благоустройства храма и приумножения его святынь. В этом, как и прежде, проявилась щедрость многих прихожан, не скупившихся вносить значительные суммы на приобретение церковной утвари, священнических облачений и богослужебных книг, что позволило в полной мере возобновить в храме прерванную на долгие годы духовную жизнь.

Успенский храм (Сергиев Посад): расписание богослужений

В настоящее время богослужения в храме проводятся в полном объёме, предусмотренном Уставом РПЦ. Утренние службы, как в будние дни, так и в праздничные, начинаются в 7:40 с исповеди, за которой следуют Часы и Божественная литургия. Вечерние богослужения начинаются в 16:50. Лишь в субботнее расписание богослужений в Успенском храме Сергиева Посада внесены некоторые изменения: утренняя служба в эти дни начинается в 8:00. В целом, такой порядок богослужений соответствует графику работы большинства российских храмов.

И последнее. Для тех, кто желает посетить эту возрождённую из небытия православную святыню, сообщаем, как добраться до Успенского храма Сергиева Посада. Для этого следует на электропоезде, отправляющемся с Ярославского вокзала столицы, доехать до Сергиева Посада. Далее от железнодорожного вокзала пройти по Кооперативной улице, и затем спуститься вниз по улице Красной армии. Она выведет непосредственно на Болотную улицу, где и расположен храм. Общая протяжённость пути не превышает одного километра.

Оцените статью
Добавить комментарий