Когда в конце зимы мы охотно и радостно празднуем масленицу — поедаем золотистые блинчики, сжигаем чучело Зимы и пляшем вокруг костра, закликаем Весну – мало кто из нас задумывается о том, что мы смешиваем воедино обычаи и традиции Руси языческой и Руси христианской. Последняя перед Великим постом неделя по православному христианскому календарю называется «сырной». Мясо есть уже нельзя. Но можно употреблять в пищу молочные продукты — масло, сметану, сыр. А масло и сметана как нельзя лучше сочетаются с блинчиками, по языческой традиции символизирующими солнце. Ритуальное сожжение Зимы, зазывание Весны специальными песенками-закличками – это тоже отзвук язычества.
Но такое мирное и благостное единение язычества и христианства было далеко не всегда. 988 год стал рубежным в истории Руси и расколол страну на сторонников нововведения и его противников. Борьба шла долгая и яростная. Обращенные в новую веру уничтожали идолов, которым поклонялись язычники, а те, в свою очередь, жгли возведенные храмы и убивали христиан. Но прогрессивно мыслящие люди того времени понимали, каково значение принятия Русью христианства. А оно действительно было огромным.
Главным, пожалуй, было политическое значение принятия христианства на Руси. Реформа, проведенная князем Владимиром Киевским, стала первым «окном в Европу». До этого события Русь жила в замкнутом пространстве, имея представление о чужеземцах только как о врагах. Постоянные оборонительные войны то с восточными кочевыми племенами, то с западными захватчиками приучили русичей к мысли о том, что мы в кольце врагов и чем надежнее мы изолируемся, тем лучше. Изоляция же приводила к еще большему упадку экономики и культуры. После крещения Руси у страны стали развиваться и крепнуть внешние связи. В первую очередь, к нам пошел поток товаров, предметов культуры и науки из Византии. Эта страна с двухтысячелетней культурой оказала огромное влияние на Русь. Значение принятия христианства на Руси проявилось еще и в том, что в управлении страной появилась новая, духовная составляющая. Иерархи православной церкви наряду с князьями (а позже и царями) оказывали мощное влияние на формирование общественного мнения, а в итоге и на политику.
Вместе с развитием политических связей укреплялись экономические, торговые. На Руси появились заморские ткани, посуда, другие предметы быта. Княжеские палаты стали строиться с учетом особенностей византийской архитектуры, в обиход вошло украшение интерьеров церквей и княжеских палат художественной росписью, драгоценностями.
Культурное значение принятия христианства на Руси доказывает все последующее развитие страны. Благодаря влиянию греческой культуры у нас появилась кириллица, первая азбука, первые рукописные книги. Ведь именно деятели христианской церкви, которых нам поставляла Византия, стали первыми авторами книг – летописей, учителями русских служителей церкви. Это были самые просвещенные люди, которые несли свет знания развивающейся стране. Историческое значение принятия христианства в том, что Русь осознала себя частью мировой культуры. Она жадно впитывала в себя все новое, что приходило к нам из соседних государств, соединяя свое, самобытное, с иноземным. Из такого соединения культур разных народов впоследствии и сложится великая русская культура, которая уже сама будет оказывать влияние на другие страны.
Среди других переломных моментов в истории нашей страны значение принятия христианства на Руси невозможно переоценить. Не случайно народ признал князя Владимира, совершившего этот шаг, равным апостолам, ученикам и последователям Христа, и дал ему прозвище Равноапостольный.