Архимандрит Наум Троице-Сергиева Лавра: фото, биография, отпевание

Архимандрит Наум — насельник Троице-Сергиевой Лавры. Был преданным служителем православной церкви и Богу. Его знали по всей стране и не только — и духовные служители, и простые жители. О биографии, жизни, смерти и служении Богу пойдет речь ниже.

Из биографии архимандрита Наума

Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры родился в 1927 году 19 декабря (к слову сказать, 19 декабря – это праздник Николая Чудотворца). В миру именовался Николаем Александровичем Байбородиным. Биография архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры берет начало в сибирской деревне Шубинка Новосибирской области. Ныне именуется селом Малоирменка.

Архимандрит Наум Байбородин из Троице-Сергиевой Лавры был сыном крестьян: отец — Александр Евфимович, а мать — Пелагея Максимовна. Помимо Николая, в семье было рождено еще 7 детей, но, к сожалению, все они умерли еще в младенчестве.

Через неделю после рождения (25 декабря) Наума окрестили храме того же села.

Позже семья переехала в Приморский край, и Николай пошел в школу, но начавшаяся война не позволила ему получить среднее образование (закончил Наум 9 классов).

Армия и учеба

Как известно, православными не рождаются, а становятся. Путь Николая к церкви был долог.

С 1944 года Николая, как и всех мужчин того времени, призвали в Советскую армию. На передовой молодой человек не служил, а нес воинскую обязанность в авиатехнических частях (причем, это были войска командного значения, Николай должен был стать кадровым военным). Службу проходил в городах Рига, Калининград, Шяуляй (Литва). В 1952 году Николая демобилизовали в звании старшего сержанта, с поощрением – памятной фотографией рядом со знаменем части.

После демобилизации он продолжил учебу в школе, а в 1953 году был зачислен в студенты политехнического института города Фрунзе, факультет: физико-математический.

Во время службы в армии и учебы в высшем учебном заведении Николай посещал активно церковь, а после окончания института (1957 год) переехал в город Загорск, где поступил в духовную семинарию. Настоятель кафедрального собора города Фрунзе подписал Николаю рекомендательное письмо, он видел в молодом человеке служителя церкви и Господа Бога и говорил своему духовенству: «Пройдет время, и Николай сам будет учить вас читать «Апостола»». И в этот же год (в октябре-месяце) Николая зачислили в братию Троице-Сергиевой Лавры. Почти через год (1958 г., 14 августа) Николая постригли в монахи и дали имя – Наум (в честь Наума Радонежского).

Церковный путь

Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Наум Байбородин в 1958 году 8 октября митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором был хиротонисан в сан иеродиакона, а ровно через год Наума рукоположили в сан иеромонаха. Таинство проходило в Успенском соборе Лавры, проводилось митрополитом Одесским и Херсонским — Борисом.

В 1960 году Наум окончил духовную семинарию по первому разряду и поступил в духовную академию в Москве, окончил которую кандидатом богословия (ученая степень, признаваемая только российской православной церковью).

1970 год для Наума стал знаменателен тем, что 25 апреля был возведен в достоинство игумена архиепископом Филаретом Дмитровским, ректором духовной академии. В 1979 году Наум возведен в достоинство архимандрита (таинство совершили перед праздником Светлой Пасхи).

Помощь людям

Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры в 1996 году активно способствовал строительству женского Михаило-Архангельского монастыря. Строительство состоялось в родном селе Наума – Шубенке. Монастырь построили на месте разрушенного храма.

В 2000 году Наум стал членом Духовного совета Троице-Сергиевой Лавры.

2001 год для Наума стал знаменателен тем, что с этого момента он удостоился чести стать попечителем Лаврского дома-интерната для детей, в Подмосковье (город Топорково). Интернат рассчитан на 250 человек.

Это человек, о котором с теплотой говорят многие верующие — как простые прихожане, так и знаменитости, в частности артистка Надежда Бабкина. В отзывах об архимандрите Науме из Троице-Сергиевой Лавры она описывает его как человека с глубоченными глазами, в которых тонешь. После душевного разговора старца и певицы у последней на душе стало тепло и светло, многие проблемы решились и открылись новые возможности.

У архимандрита Наума помимо кельи было отдельное помещение для приема и беседы с посетителями — теми, кому нужна помощь. Нуждающиеся в совете люди ехали к нему со всей России и не только. Наум, превозмогая боль и плохое самочувствие, всегда находил слова помощи и утешения. А его молитвенное делание всегда служило примером для всей церковной братии.

При жизни старца многие хотели с ним встретиться, но не все знали, как попасть архимандриту Науму из Троице-Сергиевой Лавры. Для этого необходимо было приехать в Лавру, а дальше Господь сам все устроит. А вообще он уделял время прихожанам ежедневно после молебна (кроме праздников двунадесятых) до 13:00 часов, однако график зачастую менялся. Старец в первую очередь принимал монахов, священников, игуменов, а после — простых людей. И если постоять и немного подождать, то можно было встретиться и поговорить, попросить благословения у Наума, а если уж сильно повезёт, то можно было и записочку передать с молитвой. Были случаи, когда архимандрит отвечал письменно.

Отзывы об архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Науме в большинстве своем положительные. Многим он помог, многое видел. История одной женщины яркий тому пример. Приехала она к отцу Науму зимой, народу большое количество, а она стоит и думает: «Не попаду я к отцу, народу ведь много, да и вопрос у меня не очень серьезный…». Но все же стояла, молилась и с вожделением смотрела на дверь, за которой и был сам старец. И вдруг в келью вошел Левша, одетый неопрятно, можно сказать, отброс общества. Тут дверь открылась, и вышел Наум. Увидев Левшу, сказал: «Что ж ты, Левша, в храм-то не ходишь, а поспать любишь, и до чего докатился – уже и бычки сигаретные собираешь…». И ушел. А вся очередь замерла. А Левша подошел к этой женщине и сказал: «А отец-то прав. Приехал я сегодня утром, все закрыто. Купить сигарет негде. Ну я и стрельнул бычок у прохожего. Видишь, какой он — отец Наум, такую мелочь и видит…». А женщину ту прям кипятком ошпарило – нет у Бога мелочей. А Левша-то пристыдил её. Мол, уже не первый раз в Лавру ездишь и все никак элементарных вещей понять не можешь, точно дятел.

Конечно, быть для всех хорошим невозможно, даже если ты праведник или Святой. Обязательно найдутся недовольные люди. К примеру, некоторые говорят, что Наум загубил несколько душ человеческих. Вроде бы как, отговаривал их от лечения, которое им было нужно. Но насколько это правда — судить сложно. Возможно, в тех случаях уже и помочь было нечем, оставалось только молится и каяться перед кончиной своей.

Предсказание

По некоторым сведениям (неподтвержденным), имеется информация, что Наум относился к юродивым и обладал даром предвидения. Он знал, как подойти к человеку, что ему сказать, чтобы тот успокоился и нашел решение проблем сам. А Наум просто наставлял. Это был очень тонкий и чувствующих психолог.

Предсказания, как таковые, архимандрит не делал. Но он сказал одну вещь, которая, впрочем, и является предсказанием. Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум говорил о том, что близится конец света, но не потому что упадет, к примеру метеорит, а потому что в мире много темной силы, поклоняющейся дьяволу, а не церкви, Богу и Евангелие. По словам Наума, существуют 4 организации, управляющие миром — это богатеи (Рокфеллеры и Ротшильды), тайное мировое правительство, характеризующееся алчностью, цинизмом, способностью грабить и убивать, а также взявшее на себя право распоряжаться жизнью и смертью нации — народа («Комитет-300»), Тайная конференция засекреченных структур, состоящая из влиятельных политиков, способных навязать свою идею развития мировой политики, которая в свою очередь может погубить человечество («Бильдербергский клуб»). И если в России будут распространяться эти силы, то конец света неминуем.

Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры говорил о том, что если современные саддукеи, фарисеи, воры, убийцы и развратники перетянут веревку на себя, то молитва праведников и молящихся уже не спасет. Зло победит. Бедствия будут неминуемы. А веревка – это наша жизнь, наши добрые и плохие поступки.

Кончина

Кончина архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры произошла 13 октября 2017 года. Последний год Наум находился в коматозном состоянии. Его кончина не была неожиданной и наступила в возрасте 89 лет (совсем немного старец не дожил до своего девяностого юбилея). Про причину смерти не говорится, но можно полагать, что умер архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры от старости. Человек прожил долгую жизнь, и всякое в ней было. И теперь он в Царствие Божием, где нет болезней и зла.

Прощание с архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Наумом состоялось в Трапезном храме, отпевание — в Успенском соборе. После заупокойной литургии прошло погребение Наума.

Похороны архимандрита Троице-Сергиевой Лавре Наума совершили соборно-монашеским чином. Съехались все духовные чада старца из многих субъектов России и зарубежных государств, вся монастырская братия, ученики, прихожане, паломники.

Богослужение за упокой возглавил Арсений — митрополит Истринский.

Отпевание

Отпевание архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры состоялась в 7:30 утра пятнадцатого октября, там же в Лавре, в Успенском Соборе.

Митрополит зачитал соболезнование, направленное Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, направленное наместнику Лавры — архиепископу Феогносту, всей монашеской братии и духовным чадам самого архимандрита.

По окончании службы за упокой гроб с телом почившего отца Наума пронесли вокруг Успенского собора, под звон колоколов.

Отпевание архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры служили:

  • митрополиты: Николаевский и Очаковский — Питирим, Екатеринбургский и Верхотурский — Кирилл, Астраханский и Камызякский — Никон;
  • архиепископы Сергиево-Посадский — Феогност, наместник Лавры, Петропавловский и Камчатский – Артемий, Салехардский и Новоуренгойский — Николай;
  • епископы Подольский – Тихон, Карагандинский и Шахтинский – Севастиан, Арсеньевский и Дальнегорский — Гурий, Искитимский и Черепановский – Лука, Карасукский и Ордынский – Филипп, Каинский и Барабинский – Феодосий, Кинешемский и Палехский – Иларион, Тарский и Тюкалинский – Савватий, Калачевский и Палласовский — Иоанн, Анадырский и Чукотский — Матфей, Колыванский — Павел; Воркутинский и Усинский — Иоанн, Ванинский и Переяславский — Савватий, Шуйский и Тейковский — Матфей;
  • архимандриты Павел (Кривоногов), благочинный Лавры, Илия (Рейзмир), Сергий (Воронков);
  • протопресвитер Владимир Диваков — секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;
  • протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии;
  • насельники Троице-Сергиевой Лавры в священном сане и сонм духовенства.

Также молились за Наума глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский — Викентий и настоятельницы женских монастырей.

Похоронили отца Наума за алтарем Духовного храма Лавры рядом с Кириллом (Павлом). Кстати сказать, один из нынешних монахов еще давно (перед постригом) видел сон, как после его пострига двое монахов легли за алтарь… И теперь за алтарем лежат двое — Кирилл и Наум.

Немного слов Наума к столетию революции

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум был человеком умным и прозорливым, способным донести информацию до каждого (или почти до каждого) человека. О событиях столетней давности (о революции) он говорил: «По проповеди одного пророка Ионы Ниневия все жители покаялись и были спасены, а город их должен был погибнуть. До революции в нашей стране было очень много святых! Это и Иоанн Кронштадтский, и блаженные Паша и Пелагея Дивеевские и многие другие. Ведь все имели возможность помолиться Господу Богу о недопущении революции. На тот момент в стране действовало немало и семинарий, и церковных школ. Но…. Страной уже руководили не православные христиане, а сатанисты. Верующих православных увольняли с руководящих должностей и убирали из учителей. Раньше учили Законам Божиим». По словам Наума, его мама пошла в школу в 1908 году и после нескольких дней сказала, что в такую школу ходить нечего. Учителя того времени говорили: «Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!». Наум очень возмущен тем, что прозорливые люди никак не позаботились о народе, почему они допустили революцию (переворот в государстве). И, как показала практика, в армии сплошь и рядом были предатели.

По мнению Наума, нынешняя власть поклоняется дьаволу, такие же люди допустили революцию 100 лет назад и подобные им уже в нынешнем XXI веке не раз пытались устроить государственные перевороты. Но президент страны смог предпринять меры по недопущению гражданской войны. К великому счастью, до стрельбы не дошло.

Для того чтобы победить сатанистов, нужно сохранить единство народа. Для европейцев до сих пор остается тайной, как Советский Союз выстоял и победил в самой страшной войне XX века. Несмотря ни на что, советскими людьми вполне оперативно было налажено производство танков и самолетов, так необходимых для передовой, и в это тяжелое для страны время наука не стояла на месте, а активно развивалась. Власть, столкнувшаяся с чудесами на фронтах, приказала восстановить Патриаршество в стране, а также начать открытие храмов и церквей. На оккупированных территориях очень активно открывались церкви и часовни.

4 сентября 1943 года состоялась встреча в Кремле Сталина с Сергием (Страгородским), Ленинградским и Новгородским Алексием и Николаем (Ярушевичем). И в тот момент было решено открыть Лавру и возобновить богословские курсы.

Архимандрит Наум считает, что для нашего государства нужны добрые правители. С которыми можно советоваться и не хулить имя Божие, тогда и люди станут добрее. И обязательно каждый человек-христианин должен соблюдать заповеди, так как даны они для всех. Соблюдение Законов Божиих необходимо начать с изучения этих самых законов, нужно читать Библию, Евангелие, ходить в церковь, молиться, причащаться и исповедоваться.

Чем чаще человек исповедуется, тем больше видит за собой грехов. А те, кто ходят в церковь от раза к разу или не ходят вообще, не замечают за собой грехов. И как такие люди могут жить счастливо…?

А признание однополых браков — это вообще недопустимо для человечества, равно как и смена пола. Наум выступает против продажи земель Русского государства, против убийства детей, в том числе и нерожденных, против мужеложства и блуда. Если такие явления будут на Русской земле, то и конец света недалеко.

Наум положительно относился к переменам, происходящим в Африке. На этом континенте многие люди принимают православие, отказываются от мусульманства и проповедуют Иисуса Христа и Деву Марию.

До революции при Царе люди веровали в Бога, церковь была едина с государством. Школы были церковными, и людей там учили заповедям Христа. Учили, как воспитывать нравственное поколение, ценить и сохранять семью. Аборты в то время были запрещены, и нация русская сохранялась и приумножалась. За двадцать лет царствования Николая II нация увеличилась на 50 миллионов, а после революции стала очень быстро сокращаться. Аборты в наше время не запрещены, нерожденных младенцев убивают и убивают, а ведь стране так нужны люди (и воины, и ученые, и учителя).

Фотографии архимандрита

Фото архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Наума представлены в данном материале. Конечно снимков, где он молодой и еще не служитель церкви — мало, а материала настоящего времени несколько больше.

В заключение

Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры – старец, насельник, духовник конца XX века и начала XXI века. Можно сказать, современник. Его знал пусть и не весь мир, но далеко немалая его часть. Отец прошел жизненный путь и в статусе военного, а теперь, после кончины, приобрел статус воина Христова.

Обладал даром воспитания монашествующих. Сколько он воспитал игуменов, игумений, епископов для служения русской православной церкви и Богу — сосчитать невозможно. Фактически всех тех, кто был на его отпевании и похоронах, в монахи постриг он сам.

Но он не только для монашествующей братии был примером для подражания, а и для простых людей, паломников. Страждущих и нуждающихся в помощи он наставлял, давал возможность проанализировать себя, свои поступки, делать правильный выбор, что впоследствии благотворно отражалось на жизни людей.

Отец Наум говорил всем пришедшим к нему людям: «Читайте Закон Божий – Евангелие», и благословлял всех на изучение его. И действительно, чтение этой литературы помогало решить многие жизненные проблемы. Бывали случаи, когда различную божественную литературу он дарил людям.

Отец Наум стремился к тому, что его жизнь стала Евангелием. И между прочим в этой самой книге, во всех ее частях – было 89 глав, именно столько лет было старцу, когда он умер.

Для монастырской братии отец Наум олицетворял то самое понятие — «У Христа за пазухой». Какая бы ни была суета вокруг, а в Лавре около Наума всегда спокойно, и на душе отрадно.

Наум не был многословен, но каждое его слово было сказано в то время, когда оно нужно. Всего одно слово – а раздумий у людей становилось много.

Отец Наум после себя оставил наследство в виде своих трудов. По его многотомной святоотеческой азбуке уже успели поучиться нынешние монахи, и монастыри, как женские, так и мужские, восстановленные с благословения старца. А помимо монастырей, при них существуют гимназии, духовно-приходские школы, приюты. В общем, Наум всегда хотел, чтобы церковная жизнь жила, и сейчас она оживает.

Покойся с миром, верный служитель Христов…

Оцените статью
Добавить комментарий