Большая проблема современного человечества заключается в том, что мы утратили истинный смысл огромного количества очень важных слов, таких как любовь, честность, целомудрие и многих других. Не исключение и слово «благочестие». Оно появилось в русском языке как попытка перевода греческого ευσέβεια (эвсебия), что означает почтение к родителям, начальникам, братьям и сёстрам, благодарность, богобоязнь, должное отношение ко всему, что человек встречает в жизни.
«Перевод» на современный язык
Сначала нужно рассмотреть, как это слово может понимать современный человек, далёкий от Церкви. Если разобрать его на части, то получается, что благочестие — это соединение двух понятий: «благо» и «честь». Со словами «благо», «благое» всё просто. Они означают все доброе, хорошее, положительное. А вот со словом «честь» уже сложнее. Честь — это и почёт, и уважение, и достоинство, и целомудрие, и непорочность. «Честное слово» — не просто правдивое, а именно заслуживающее доверия. Если вдуматься, то получается, что это исключительно положительная характеристика человека окружающими. Что-то похожее на репутацию. Но репутация может быть плохая или хорошая, а честь либо есть, либо отсутствует. Невозможно быть «злочестивым» или «дурночестивым». То есть в понимании современного человека «благочестие» — это усиленное положительное значение понятия «честь».
Святые Отцы о благочестии
Лучшие книги о благочестии — Ветхий и Новый Завет. Понять их можно лишь с помощью чтения Святых Отцов. Эти люди особенно — жизнью, подвигами, отказом от любых излишеств — привлекали к себе Дух Святой, который открывал им настоящее значение Священного Писания. Можно сказать, что всё, что написано всеми святителями, богословами, говорит именно о подлинном Богопочитании. Какие же существуют виды благочестия?
«Первый — чтобы не согрешить, второй — согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения…» (преподобный Марк Подвижник).
«Благочестие настоящее состоит не в том только, чтобы не делать зла, но чтобы и не помышлять о нём» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Церковный перевод
Что же означает это слово в понимании Церкви? Благочестие — это почитание добра. Так как для верующего человека добро — это Бог, то, соответственно, христианское понимание этого слова заключается в почитании, прославлении Творца через исполнение заповедей Христовых. «Господи, спаси благочестивыя…», — обращаются ежедневно к Богу священнослужители во время службы. «И услыши ны (нас)…», — завершают они обращение. То есть текст церковной молитвы предполагает, что сам факт того, что человек находится в храме, принимает участие в службе, уже подтверждает то, что он прославляет Бога. Это и есть подводный камень. Важно помнить, что слова молитвы называют благочестивыми людей с тем, чтобы напомнить им, что они должны стараться соответствовать этому определению.
Демонстративное благочестие
К сожалению, многие воцерковлённые люди находят для себя в этих словах неисчерпаемый источник подпитки самомнения. Отсюда и рождается демонстративная форма благочестия — желание показать всем окружающим и подчеркнуть своё высокое достоинство: » Я прославляю Бога!». Не в последнюю очередь именно поэтому в лексиконе большинства современных людей отсутствует слово «благочестие»: значение его искажено и ассоциируется с показной религиозностью, ханжеством, напыщенностью, чистоплюйством. Но основная причина того, что это слово исчезло из обихода, конечно, заключается в том, что само богопочитание отсутствует в головах и сердцах людей.
Вера отца в сына
А должно быть вот что. Допустим, сын беседует с отцом, которого очень любит и уважает. Отец говорит ему: «Я рад тому, что ты у меня честный человек». Сын в это время вспоминает, как за завтраком соврал, что уже убрался в комнате. Ему, конечно, становится стыдно? и он признаётся отцу в том, что поступил нечестно (что-то подобное происходит во время исповеди в храме). Затем сын даёт отцу вслух, а себе мысленно, слово, что впредь всё старание приложит к тому, чтобы больше не врать. Так и во время молитвы человек слышит: «Господи, спаси благочестивыя…». Он понимает, что не совсем благочестив или вообще не имеет права это слово к себе относить. Тогда (в норме) у него рождается твёрдое желание достичь настоящего благочестия.
Взгляд со стороны
Есть и противоположная проблема. Человек, который начинает часто посещать церковь, раздаёт милостыню, соблюдает посты, молится дома, неизбежно подвергается строгому суду сослуживцев, домочадцев, знакомых. Особенно если часто делится впечатлениями о службах или паломничествах. Не стоит спешить сразу вешать позорное клеймо на такого человека. Нужно помнить, что мы не можем знать, что им на самом деле движет. Мы должны подходить друг другу с точки зрения «презумпции невиновности». Возможно, мнимый хвастун часто рассказывает о церкви, чтобы поделиться своей радостью. Большинство верующих людей испытывают непреодолимое желание «тянуть» всех, кто попадается им на глаза, в храм. Им там хорошо. Поэтому они очень хотят, чтобы все окружающие узнали, чего добровольно лишаются. И главное — не всё, что делается на виду, творится напоказ.
Благочестивая женщина
Женское благочестие… Значение слова этого, точнее словосочетания, лучше всего пояснять на конкретном примере.
Благочестие женщины обязательно отражается во внешнем виде. Не существует каких-то определённых строгих требований к одежде, кроме одного: «Жена, молящаяся с непокрытой головой… постыжает свою голову…». Но внутреннее состояние человека всегда отражается во внешнем облике. Если в душе женщины всё идёт правильно, то она сама постепенно откажется от использования косметики и украшений, хотя бы во время посещения церкви. На высоких каблуках очень быстро устают ноги, а значит, отстоять двухчасовую службу без ущерба для здоровья невозможно. Делать поклоны в короткой обтягивающей юбке просто неудобно. Но главное требование к женщине, стремящейся к настоящему благочестию — целомудрие, то есть стремление, в том числе во внешнем виде, создать условия (и для себя, и для окружающих), способствующие молитве, а не отвлекающие от неё.
Образцом женского христианского благочестия, безусловно, является Богородица. В период земной жизни она не стремилась украшать себя ни дорогой одеждой, ни драгоценностями. Всё Её внимание было посвящено молитве, богомыслию, чтению Писания, размышлениям о прочитанном, рукоделию. Она любила проводить время в молчании, уединении и выходила из дома только для посещения храма.
Весь облик православной женщины — своеобразная форма благочестия. Бога можно прославить и красотой, рождённой здоровым образом жизни, подчеркнув её скромностью, опрятностью, подобранной со вкусом одеждой. В норме богопочитание выражается стремлением к созданию здоровых отношений в семье и на работе, самовыражению в качестве жены, матери или посвящением всей своей жизни Богу (монашество).
Как выражается благочестие
Так что же такое благочестие? Значение слова даёт лишь смутное представление об этом. Традиционное его понимание предполагает прежде всего регулярное посещение богослужений, участие в Таинствах, соблюдение всех церковных предписаний, постов и выполнение молитвенного правила дома. Но те, кто строго исполняют все эти условия и при этом ничего не меняют в своей жизни, отношениях с окружающими, очень быстро обнаруживают, что не достигают желаемого состояния души. По-настоящему благочестив тот, благодаря кому окружающие видят любовь Божью ко всем людям из его поступков или событий его жизни. Тот, кто хотя бы в чём-то поступает так, как поступил бы на его месте Христос, кто все свои слова и даже мысли соотносит с Божьей оценкой — истинно почитает Бога. Тот, кто получив облегчение или помощь от Бога, с радостью делится своей историей с другими людьми — по-настоящему восхваляет Бога. А службы, молитвословия, Таинства и посты лишь помогают в этом, как лекарства помогают вновь обрести здоровье. Ни один больной не гордится тем, что ходит на физиопроцедуры, но каждый разумный человек внимательно слушает и выполняет предписания врача. Христианское благочестие — это настоящая любовь к Богу, к людям и к себе самому.
Очень хорошо разъясняется суть подлинного благочестия в Евангельском эпизоде, когда Христос беседует с самарянкой у колодца. Именно тогда он впервые сказал о том, что Бог ждёт от людей поклонения в духе и истине, а не только на словах.Что значит поклоняться в духе и истине? Иудеи для поклонения Богу должны были совершить путешествие в Иерусалим, а самаряне — подняться на гору Гаризим и принести в жертву убитых животных и птиц. Почитание Бога стало и для тех, и для других данью традиции, привычной рутиной. Это поклонение телом, безо всякого участия духа (то же самое происходит сейчас со многими христианами, для которых всё благочестие заключается в выстаивании служб).
Иисус обещал самарянке у колодца Иакова, что недалеко то время, когда настоящие поклонники Божьи станут поклоняться Ему в духе и истине. То есть не нужно будет взбираться на гору или преодолевать расстояние от родного города до Иерусалима, таща на себе ненужную Богу жертву (ведь Ему уже принадлежит всё материальное в этом мире). Достаточно в сердце своём обратиться к Создателю искренне, а не по традиции или привычке.