Хадисом называются различные предания, описывающие слова, действия и привычки великого исламского пророка Мухаммеда. Данный термин имеет арабские корни и означает отчет, учет или повествование.
В отличие от Корана, который является литературным произведением, признанным всеми мусульманами, хадисы не являются таким же единым авторитетным источником для всех ветвей ислама. Данная статья ответит на вопрос о том, что означает слово «хадис», а также расскажет о видах и истории появления.
Этимология слова
Как уже было сказано выше, слово «хадис» происходит из арабского языка и означает сообщение, рассказ о какой-либо персоне. Во множественном числе на арабском термин звучит как ахадит. В религиозной терминологии хадис — понятие, которое описывает заявления, поступки или сказания о пророке Мухаммеде.
Типология
В зависимости от содержания хадисы можно разделить на три основных категории:
- Речь пророка.
- Действие пророка.
- Отношение пророка к чужому действию.
Индивидуальные хадисы классифицируются мусульманскими священнослужителями и юристами как сахих (подлинный), хасан (хороший) или даиф (слабый, недостоверный). В арабских источниках говорится, что полностью можно доверять только хадисам со статусом сахих.
Из сборников толкований исламских ученых известно, что такие хадисы имеют авторитетного и уважаемого передатчика. Данная типология основана на их точности и достоверности. Однако различные группы мусульман и исламских ученых могут классифицировать хадисы по-разному, многое зависит от правовых школ.
Что такое хадис?
Согласно исламской традиции, термин «хадис» относится к сообщениям об изречениях и действиях пророка Мухаммеда, а также о его молчаливом одобрении или критике того, что было сказано или сделано в его присутствии. Однако некоторые источники ограничивают хадис словесными сообщениями, а поступки святого пророка и сообщения о его спутниках являются частью Сунны, а не хадисов. Эксперты в толковании норм и правил ислама дают свое определение хадисам — что это нечто, приписываемое Мухаммеду, но то, что не упоминается в Коране.
Другие близкие по значению термины обладают схожим значением:
- хабар (новости, информация), что часто относится к сообщениям о Мухаммаде, но иногда и к традициям о его товарищах и преемниках из следующего поколения;
- термин «атар» (в переводе с арабского — следы) обычно относится к традициям о его сподвижниках и преемниках;
- слово «сунна» (обычай) также используется в отношении нормативного исламского обычая.
История понятия
Чтобы понять, что такое хадис, обратимся к истории мусульман. Сказания о жизни Мухаммеда и ранняя история ислама передавались устно более чем сто лет после смерти пророка в 632 году. Историки утверждают, что Осман (третий халиф после Мухаммеда и его прижизненный секретарь) заставил мусульман записывать Коран и хадисы. Вскоре после этого активность Османа была прервана оскорбленными солдатами, которые убили его в 656 году. Затем мусульманская община втянулась в пучину гражданской войны, названной фитной. После того как четвертый халиф Али Ибн Абу Талиб был убит в 661 году, династия Омеядов утвердилась в качестве главенствующей.
Они стали представителями гражданской и духовной власти. Главенство Омеядов было прервано в 750 году, когда династия Аббасидов взяла власть и удерживала ее вплоть до 1258 года. Историки утверждают, что собирание и анализ хадисов продолжались с самого первого дня династии Омеядов. Однако эта деятельность была в основном устной передачей сведений о пророке от уважаемых мусульман более молодым. Если даже какой-либо из этих ранних хадисов был записан на бумаге, они не сохранились. Хадисы и сказания, которые имеются сегодня, были записаны, когда Аббасиды пришли к власти через сто лет после смерти исламского пророка Мухаммеда. Сегодня сборники хадисов наравне с Кораном продолжают быть важным духовным источником, из которого мусульмане черпают божественные знания.
Отношение различных ветвей ислама к хадисам
Различные ветви ислама (сунниты, шииты, ибади) почитают разные сборники хадисов, в то время как относительно небольшая секта коранистов вообще отвергает авторитет какого-либо сборника. Подобно тому, как коранисты не являются единой общиной, мусульмане, почитающие хадисы, также являются неоднородной группой.
Мусульмане — приверженцы авторитета хадисов, помимо Корана, почитают и сборники хадисов, хотя не обязательно один и тот же источник.
- В суннитском направлении ислама канонические коллекции хадисов: «Сахих аль-Бухари» (самый надежный и важный источник, который содержит 7275 хадисов), «Сахих Муслим» (разделен на 43 книги, содержит 7190 хадисов), «Сунан ан-Насаи», «Сунан Абу Давуда» (содержит 5274 хадиса), «Джами ат-Тирмизи» (содержит 3962 хадиса, разделен на 50 глав), «Сунан Ибн Маджа» (содержит более 4000 хадисов, разделен на 32 книги и 1500 глав). У суннитов, кроме основных, есть еще другие сборники хадисов, которые делятся на первичные и вторичные.
- У шиитов почитаются следующие канонические коллекции хадисов: «аль-Кафи», «Ман ла йахдуруху-ль-факих», «Тахзиб аль-акхам» и «аль-Истибсар».
- Мутазилитский сборник хадисов — «Ибн Абу аль-Хадид» (Толкование Пути Красноречия).
- Ибадитский сборник хадисов — «Муснад ар-Раби ибн Хабиба».
Взаимодействие Корана и хадисов
Важность хадисов является вторичной по отношению к Корану, учитывая то, что доктрина исламского конфликта законов придерживает господство Корана над хадисом. Несмотря на это, некоторые хадисы исторически приравниваются к Корану. Определенные исламские меньшинства даже поддерживает предания, которые противоречат Корану, тем самым на практике ставя их над священной книгой. Они утверждают, что противоречащие хадисы отменяют те части Корана, с которыми конфликтуют.
Некоторые современные мусульмане считают, что одного священного Корана достаточно для понимания норм ислама. Однако мусульмане, которые следуют традиционному исламу, считают, что те, кто руководствуются только священной книгой, отклоняются от правильного понимания религии. Приверженцы ислама, которые верят в предания, считают, что невозможно интерпретировать Коран без руководства хадисом. Большинство мусульман утверждают, что Коран не может быть полностью понят сам по себе и что хадис, таким образом, рассматривается как вторичный источник ислама.
Основа хадисов
Литературная основа хадисов — разговорные сообщения, которые были широко распространены в исламском обществе после смерти Мухаммеда. В отличие от Корана, сборники хадисов не были изданы во время жизни пророка или же сразу после его смерти. Хадисы записывались и собирались в большие сборники в VIII и IX веках, то есть через несколько поколений после смерти Мухаммеда, после окончания эры «законного» халифата Рашидун.
Сунна — книга хадисов
Сунна — это собрание всех когда-либо записанных хадисов. По сути это база шариата (юридические, религиозные, нравственные и другие нормы ислама). Книга хадисов не является биографией Мухаммеда, а выступает сборником рассказов о нем, его поступках, проповедях.
Значение хадисов
Хадисы рассматриваются исламскими учеными как важный инструмент для понимания Корана и комментариев (тафсир) для толкования священной книги. Некоторые важные элементы, которые сегодня считаются древней частью традиционной исламской практики и норм, например обязательная ритуальная практика пяти намазов (обязательные исламские молитвы), на самом деле не упоминаются в Коране вообще и берут свое начало исключительно из хадисов. Также только в хадисах дается практика ракаат, которая представляет собой набор молитвенных поз и движений, которые сопровождаются произнесением слов молитвы. Все позы, движения и молитвенные слова следуют один за другим в строго определенном порядке, отклонение от которого чревато недействительностью намаза. Все молитвенные формулы и слова должны быть произнесены на арабском языке.
Хадисы являются необходимой частью исламской философии, которая служит для правильной трактовки норм ислама. Хадисы объясняют мусульманам тонкие детали исламских норм и понятий в тех областях, о которых Коран молчит. Община коранистов, напротив, придерживается критического взгляда на хадисы. Они считают, что если священная книга умалчивает о чем-либо, то это означает, что сам Аллах не считал нужным об этом сказать. Также коранисты убеждены, что хадисы, которые противоречат Корану, должны быть решительно отвергнуты как извращение философии ислама.
Элементы хадиса
Санад и матн — существенные элементы хадиса. Санад — это информация, которая обеспечивает путь к матну. Термин «санад» означает цепочку рассказчиков, которые слышали и передали хадис от Мухаммеда, называя всех предыдущих рассказчиков. Матн — это поступок или слово пророка, которые передаются санадами (рассказчиками). К седьмому веку линия рассказчиков считалась правильной, но позже стала разветвленной, и отслеживание источников было затруднено.
Надежность хадисов
Еще одной областью изучения хадисов является биографический анализ, в котором подробно рассматривается человек, передающий хадис. Он включает в себя анализ даты и места рождения, семейные связи, преподавателей и студентов, религиозность, моральное поведение, путешествия и переезды, а также дату смерти данного лица. На основании этих критериев оценивается надежность человека. Также определяется, действительно ли человек мог передать рассказ о пророке, который основан на надежных и проверенных источниках.
Примером одного из самых известных и надежных хадисов пророка является следующий: «Супругу, который терпит тяжелый характер своей жены, Аллах дарует столько же наград, сколько Айюб, мир ему, получил за стойкость в отношении любви. А жене, которая мирится с тяжелым характером своего мужа, воздастся так же, как Асийе, которая была на свадьбе Фараона».