Каждый, кому приходилось бывать на православном богослужении, не раз слышал, как диакон возглашает наименование песнопения, которое будет исполняться хором, и указывает номер гласа. Если первое в основном бывает понятно и не вызывает вопросов, то что такое глас, известно не всем. Попытаемся в этом разобраться и понять, каким образом он влияет на характер исполняемого произведения.
Особенность церковного пения
Церковные пение и чтение — это важнейшие составляющие богослужения, и отличие между ними заключается лишь в мелодической широте. Это вполне очевидно, так как православное пение представляет собой не что иное, как чтение ‒ расширенное и положенное на определённую музыкальную основу. В то же время и само чтение является пением ‒ мелодически сокращённым в соответствии с его содержанием и требованиеями Устава Церкви.
В церковном пении задачей мелодии является не эстетическое украшение текста, а более углублённая передача его внутреннего содержания и раскрытие многих особенностей, которые невозможно выразить словами. Само по себе оно является плодом вдохновенных трудов святых отцов, для которых песнопения были не упражнениями в искусстве, а искренним выражением их духовного состояния. Им принадлежит создание Устава песнопений, регламентирующего не только последовательность исполнения, но и характер тех или иных мелодий.
Значение слова «глас» в применении к церковному пению
В Русской Православной Церкви богослужебное пение базируется на принципе «осьмогласия», автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин. Согласно этому правилу, все песнопения делятся на восемь гласов в соответствии с их содержанием и заключённой в них смысловой нагрузкой. Для каждого из них характерен строго определённый напев и эмоциональный окрас.
Закон осьмогласия пришёл в Русскую Православную Церковь из Греции и получил у нас определённую творческую переработку. Это выразилось в том, что в отличие от греческого оригинала, где церковные гласы служат для обозначения только лада и тональности, на Руси они обозначают главным образом некую мелодию, закреплённую за ними и не подлежащую изменению. Как уже было сказано, гласов всего восемь. Из них четыре первые — это основные (атентические), а последующие ‒ вспомогательные (плагальные), в задачу которых входит завершение и углубление основных. Разберём их подробнее.
Гласы Светлого Воскресения и Великой Субботы
На Пасхальных богослужениях, где все песнопения имеют светозарный, величественный окрас, служба построена в первом гласе и параллельном ему вспомогательном пятом. Это придаёт общему звучанию характер воззвания к Небесам и позволяет настроить душу на возвышенный лад. Являясь отражением небесной красоты, эти песнопения вселяют в нас духовную радость. На этом примере хорошо видно, что такое глас, дарующий ощущение праздника.
В Великую Субботу перед Пасхой, когда всё в мире замерло в ожидании чуда Воскресения Христова, и души людей исполнены умиления и любви, во храмах Божьих звучат нежные и трогательные напевы, отражающие тончайшие нюансы внутреннего состояния молящихся. В этот день церковная служба построена целиком на втором гласе и дополняющем его шестом. Что такое глас второй, иллюстрируют также и заупокойные службы, где на его эмоциональном окрасе построены все песнопения. Это как бы отражение переходного состояние души из бренного мира в жизнь вечную.
Два гласа, весьма различных по частоте исполнения
Относительного третьего гласа нужно заметить, что на его основе построено весьма мало песнопений. По частоте использования его в богослужении он занимает предпоследнее место. Степенный, но одновременно и твёрдый, исполненный мужественного звучания, он как бы вводит слушателей в размышления о тайнах Горнего мира и о бренности земного существования. Наиболее ярким примером может служить хорошо всем известный воскресный кондак «Воскресение Христово».
Очень характерно звучание песнопений, построенных на четвёртом гласе. Их отличает торжественность и быстрота, побуждающая к веселью и радости. Ими наполнено содержание мелодии и подчёркивается значение слова. Глас четвёртый является одним из наиболее востребованных в православных службах. Заложенный в нём оттенок покаянности неизменно напоминает нам о содеянных грехах.
Пятый и шестой плагальные (вспомогательные) гласы
Пятый ‒ плагальный глас. Значение его весьма велико: он служит для придания большей глубины и завершённости песнопениям, исполняемым на основе первого гласа. Его интонации наполнены призывом к поклонению. Чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать воскресный тропарь Воскресению Христову или приветствие «Радуйся». Оба эти произведения несут в себе одновременно оттенки печали и радости.
Шестой глас является вспомогательным ко второму и подчеркивает печаль, располагающую к покаянию о содеянных грехах и в тоже время переполняющую душу умилением и надеждой на Господнее всепрощение. Это скорбь, растворяемая утешением. Как уже говорилось, второй глас дарит ощущение перехода в иной мир, и потому наполнен светом, шестой же больше ассоциируется с погребением. По этой причине на его основе исполняются песнопения второй половины Великой Седмицы.
Завершение перечня осьмогласия
Реже всего в православных храмах можно услышать песнопения, положенные на седьмой глас. Греки ‒ авторы закона осьмогласия ‒ именовали его «тяжёлым». Характер исполняемых на его основе песнопений важный и мужественный, что вполне объясняет данное ему название. За внешней простотой этих мелодий скрывается целый мир ‒ глубокий, великий и непостижимый. Это своего рода повествование о Небесном Иерусалиме и Будущем веке.
Прослушав такие высокие образцы церковного пения, как «О Тебе радуется…» и «О преславного чудесе…», можно без труда составить представление о том, что такое глас. Восьмой глас ‒ последний, он завершает перечень элементов, составляющих осьмогласие. Он полон царственной высоты, совершенства и зовет к упованию на Безначального Отца, сотворившего видимый и невидимый мир. В то же время, слушая его, невозможно не заметить некий оттенок печали, вызванной мыслью о собственной греховности.