Ещё задолго до начала торжеств, связанных с отмечавшимся в 1913 году трёхсотлетием царствовавшего Дома Романовых, по всей России началась подготовка к этому знаменательному событию. В Санкт-Петербурге было решено возвести памятный собор, своим архитектурным обликом воспроизводящий храмы начала XVII века, когда на российский престол был возведён государь Михаил Фёдорович – основатель правящей династии. Именно таким памятником трём столетиям российской монархии стал собор Феодоровской иконы Божией Матери.
Проект собора-памятника
Для реализации этих планов в 1909 году под августейшим покровительством великого князя и родного брата императора Николая II – Михаила Александровича — был учреждён особый комитет, который возглавил один из видных государственных деятелей тех лет генерал-майор Д. Я. Дашков.
Свою работу комитет начал с рассмотрения нескольких десятков архитектурных проектов, присланных в столицу со всех концов страны. Лучшей была признана работа петербургского зодчего С. С. Кричинского, спроектировавшего Феодоровский собор в стиле нижневолжских храмов XVI-XVII веков. Его проект и был принят к реализации.
Место для будущей постройки
Следует отметить, что выбор места для строительства собора на пересечении Миргородской и Полтавской улиц явился довольно случайным. Он стал результатом энергичных действий настоятеля Феодоровского Городецкого монастыря, чьё подворье находилось как раз на этой территории. Желая расширить принадлежавший подворью земельный участок, а заодно и соорудить на нём за казённый счёт большой и вместительный храм, настоятель сумел склонить членов комиссии к нужному ему решению.
Впоследствии выбор места, на котором был возведён Феодоровский собор, подвергался критике многих высокопоставленных лиц, и, в частности, московского генерал-губернатора В. Ф. Джунковского, заявившего, что храм, по его мнению, построен на окраине города.
С таким категоричным заявлением едва ли можно согласиться. Расположенная в непосредственной близости от Николаевского вокзала и прилегающей к нему одноименной площади, даже в начале XX века, когда границы города были значительно уже, чем в настоящее время, постройка находилась вблизи его исторического центра.
Закладка собора
Торжественная закладка собора состоялась в начале августа 1911 года в присутствии членов царствовавшего Дома и самого попечителя строительного комитета. Богослужение, сопутствовавшее этому знаменательному событию, возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий).
Согласно древней традиции, по завершении молебна все почётные гости опускали в заранее приготовленные углубления закладные монеты. Как свидетельствуют газеты тех лет, великий князь пожертвовал для столь торжественного случая подлинную монету времён первого государя Михаила Фёдоровича.
Завершение строительства и освящение собора
Несмотря на то что в те давние годы ещё не вошли в обиход такие понятия советской эпохи, как «ударные» и «комсомольские стройки», работали тем не менее быстро и на совесть. Бога боялись, знали – на Страшном Суде за нерадивость строго взыщется. В результате не прошло и двух лет, как центральная глава ещё строящегося собора, была увенчана крестом. Это событие, как и закладка собора сопровождалось торжественным молебном, который отслужил находившийся в то время в Санкт-Петербурге Антиохийский патриарх Григорий IV.
Завершён был Феодоровский собор (Санкт-Петербург) год спустя, когда в январские дни 1914 года в присутствии императора, членов его семьи и высших государственных сановников состоялось освящение главного придела его верхнего храма. При нём был создан приход, к которому был отнесён Николаевский вокзал со всеми его учреждениями и службами. Одновременно с этим Феодоровский собор являлся частью подворья Городецкого монастыря, учреждённого в честь Феодоровской иконы Божьей Матери. Именно эта святыня и дала ему своё имя.
Памятник Дому Романовых
Собор, ставший памятником эпохи правления Дома Романовых, был возведён из железобетона на основе новой по тем временам технологии. Средства на его постройку – полмиллиона рублей, что составляло огромную по тем временам сумму, были полностью собраны из народных пожертвований, поступавших со всей России. Это, поистине народное детище, в обиходе стало именоваться «Романовской церковью».
Феодоровский собор – величественное сооружение высотой в сорок семь с половиной метров и увенчанное традиционным для российской храмовой архитектуры пятиглавием, — вмещал одновременно более трёх с половиной тысяч человек. Они могли без труда разместиться на площади его внутреннего помещения, составлявшей триста шестьдесят квадратных метров.
Оригинальной архитектурной находкой являлась стена, примыкавшая к колокольне, и напоминавшая своим обликом стену Московского Кремля. По замыслу автора, она должна была символизировать единение главных российских городов Санкт-Петербурга и Москвы – двух столиц великой империи.
Убранство фасадов собора
Как явствует из сохранившихся документов, собор Феодоровской иконы Божьей Матери имел снаружи богатую декоративную отделку, выполненную в технике мозаики и майолики. В частности, на северном фасаде, выходившем на Миргородскую улицу и покрытым белым старицким камнем, размещалось майоликовое панно, изображавшее Пресвятую Богородицу, простиравшую Свой Покров над царствующим Домом Романовых.
На той же стене можно было увидеть Феодоровскую икону Божьей Матери, а также древо с портретами царей последних трёх столетий. Обе эти композиции были выполнены в мозаичной технике. Купола храма были выполнены из позолоченной меди и, в редкие для Санкт-Петербурга солнечные дни, сияли нестерпимым блеском.
Собор в руках обновленцев
После захвата власти большевиками, несмотря на их богоборческую политику,Феодоровский собор (Санкт-Петербург) в качестве приходского храма, оставался действующим ещё в течение пятнадцати лет. Поскольку монастырское подворье, на территории которого он находился, было упразднено в 1920 году, его насельники – один монах, четыре иеродьякона и шесть иеромонахов — были вынуждены перебраться в Александро-Невскую лавру, где в то время было создано монашеское братство.
Сам же собор вплоть до своего закрытия был в руках обновленцев – последователей раскольнического течения в Русской православной церкви, некоторое время поддерживаемого большевиками. Справедливости ради следует отметить, что в течение всего этого периода в его стенах действовала воскресная школа, в которой учились дети от шести до пятнадцати лет.
Храм, превращённый в молокозавод
В 1932 году, на основании постановления исполкома Ленинградского городского совета, собор Феодоровской Божьей Матери был закрыт, а его помещение передано в распоряжение находившегося поблизости молокозавода. Отдав, таким образом, предпочтение телесной пище перед духовной, жители города лишились выдающегося памятника своей трёхвековой истории.
Превратив Божий храм в производственное предприятие, местные власти полностью перестроили и его внутренние помещения. Были снесены также столь радовавшие некогда взоры петербуржцев купола. Ленинградцы старшего поколения, очевидно, помнят это изуродованное здание с нелепо возвышающимися на кровле барабанами, поспешно снесёнными в 1970 году, накануне ожидавшегося визита в Ленинград американского президента Р. Никсона.
Новые времена – новые веянья
В годы перестройки, когда вчерашние борцы с религиозным дурманом вдруг прозрели и начали дружно креститься перед объективами телекамер, собор Феодоровской иконы Божьей Матери, а точнее сказать, то, что от него осталось, был возвращён в лоно Церкви. Предстояла огромная работа по его восстановлению. После десятилетий господства богоборческой власти от прежнего храма остались невредимы лишь стены, прозорливо возведённые дореволюционным зодчим С. С. Кричинским из нового по тем временам и необычайно прочного железобетона.
Как в давние годы для строительства храма, так и теперь для его восстановления был учреждён попечительский совет, в который вошли представители руководства нового демократического государства.
Второе рождение собора
Работы начались в 2005 году, и завершились через восемь лет. К четырёхсотлетию Дома Романовых Феодоровский «государев собор» обрёл своё второе рождение. Чин великого освящения трёх престолов его верхнего храма был совершён 14 сентября 2013 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Среди почётных гостей присутствовали: министр культуры России В. Р. Мединский, Б. В. Грызлов, а также председатель Совета Федерации РФ В. И. Матвиенко.
В настоящее время внутри собора действуют два храма – нижний, посвящённый святому благоверному князю Александру Невскому и выполненный в стиле русских церквей XIII века, а также верхний, стилизованный в духе начала XVII века – периода воцарения первого из династии Романовых. Такое решение храмовых интерьеров не является фантазией реставраторов, а полностью соответствует творческой задумке архитектора, осуществившей её столетие назад. Феодоровский собор (СПб) вновь принял свой первоначальный облик.
Собор, возвращённый людям
После того как были завершены все восстановительные работы, в соборе начали проводиться те же службы, что и в других храмах России. Кроме того, здесь, совместно с наиболее активными членами общины, проводится среди детей и взрослых широкая работа по религиозному просвещению.
Открыта воскресная школа, а также курсы катехизации для желающих принять святое крещение и всех, кто хочет ближе познакомиться с религией своих отцов. Силами прихода осуществляется также помощь людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.