Россия – не только многонациональная, но и «многоверующая» страна. Не считая совсем уж редких и диких религиозных мировоззрений, в ней представлены, пожалуй, все конфессии. Если учитывать то, сколько татар, казахов и других среднеазиатских переселенцев живет на русской территории, никого не удивляет намерение мусульман иметь в месте проживания свое место для моления. Так что мечеть в Санкт-Петербурге, в принципе, просто отражает этнический состав населения и при этом является произведением архитектурного искусства.
Петербургская мусульманская церковь
Имеется в виду та, которая носит название «Соборная». До 9 года текущего тысячелетия это вообще была единственная мечеть в Санкт-Петербурге. При этом она до сих пор считается одной из наиболее монументальных и вместительных в Европе. Трехэтажная постройка способна вместить до пяти тысяч посетителей. Огромный зал, находящийся в самом низу, предназначен для молящихся мужчин. Второй этаж отведен для женщин-мумульманок, а на третьем расположено духовное мусульманское учебное заведение – медресе. Там изучаются основы ислама, татарский и арабский языки. Официально Соборная мечеть в Санкт-Петербурге сейчас относится к суннитской общине, но воспользоваться ею может любой мусульманин. Да и людей другой веры туда беспрепятственно пускают, если они интересуются исламом и относятся с уважением к мусульманским традициям. В частности, женщина должна быть одета скромно, голову следует покрыть платком (не шляпой и не кепкой), слушать службу ей разрешается только в женском отделении. Посетить эту мечеть в Санкт-Петербурге можно в 2 и 6 часов дня, когда проводятся зухр и аср, в пятницу – в 3, во время джума-намаза.
Татарский вклад
Можно сказать, что самая знаменитая мечеть в Санкт-Петербурге обязана своим существованием настойчивости и последовательности татар. Они пытались добиться разрешения властей на постройку молитвенного дома, начиная с 1798 г. Тогда им отказали, но они не оставили просьб и увещеваний. Уже в 1803 году был предложен на рассмотрение проект «Татарская мечеть». В Санкт-Петербурге он так и остался невоплощенным, хотя были сделаны все архитектурные расчеты – от ограждения до расположения внутренних помещений. На тот момент отведение мусульманам места для совершения религиозных обрядов было уже насущно необходимо: прислуга в Зимнем комплектовалась преимущественно из татар. Однако лишь в 1881 г. Магометанский ахун по фамилии Баязитов получил разрешение построить мечеть в Санкт-Петербурге.
Трудная история мусульманского храма
Осуществленным началом можно считать 1904 год, когда встреча с эмиром Бухары сподвигла российского царя дать разрешение Баязитову возвести мусульманскую церковь. Когда начали строить первую мечеть в Санкт-Петербурге, в качестве образца был взят Гур-Эмир – храм в Самарканде. Однако это было не тупое копирование — архитекторы постарались совместить наставления Корана и веяния европейской культуры. Этому очень способствовало гранитное облицовывание стен сооружения, оно придало строению довольно строгий облик, отсутствующий в традиционном восточном зодчестве. В 1913 году была проведена первая служба в мечети, несмотря на то, что строительство еще не было завершено. Исламские религиозные деятели приурочили ее к знаменательной дате – 300 лет с основания дома Романовых. В 1914 началась мировая война, и возведение значительно затормозилось, в результате чего работы продолжались до 1918, а регулярными службы стали только в 20-м. После 1930 первая (и единственная) Соборная мечеть в Санкт-Петербурге отошла в государственный фонд и религиозной нагрузки не несла до 1956, когда была передана мусульманскому обществу. А с 1968 она признана еще и памятником архитектуры.
Новая мечеть (Коломяжская)
Соборная мечеть с 2009 года уже не единственное культовое сооружение мусульманского толка. Конечно, новая мечеть куда меньше «первой ласточки», но тысячу молящихся вместить в состоянии. Название церковь получила благодаря месту своего расположения – району Коломяги на севере города. Разрешение на постройку было выдано в пятом году текущего столетия, но действовать храм начал только четыре года спустя. В планах основателей – размещение в ближайшем здании Исламского института, ориентированного только на мужчин и предназначенного для изучения духовных исламских дисциплин.
Пожалуй, это самые значимые мечети в Санкт-Петербурге. Адреса их: Кронверкский пр., д. 7 — для Соборной (ехать на метро до «Горьковской»), Парашютная ул., д. 7 — для Коломяжской. Туда можно дойти со станций «Пионерская» или «Удельная». Правоверные мусульмане наверняка знают и другие, мелкие церкви для одноверцев, но они имеют разве что районное значение.
Планы на будущее
Прошла новость, что мусульманские религиозные деятели собираются построить самый высокий храм своей веры на Фарфоровском кладбище. Макушка минарета планируется высотой в 200 м, в комплекс должны входить культурный исламский центр с экскурсиями для подрастающего поколения. Место будущего строительства выбрано из соображений высокой плотности в районе населения, исповедующего ислам. Однако существует и огромное количество противников проекта. Основная загвоздка в том, что под застройку отведено старое кладбище – по закону на нем не может располагаться ничего, кроме скверов и парков, дабы не тревожить прах усопших.
Будет ли реализована идея мусульманских активистов — покажет время.