Санкт-Петербургу есть чем удивить туриста. Разводные мосты, гранитные набережные и холодная рябь Невы создали ему славу Северной Пальмиры. Немало в городе и различных памятников зодчества. Северная столица, в отличие от Москвы, не может похвастаться уходящей в глубь веков историей, но и здесь есть свои древности. В фокусе данной статьи будет Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. Это одна из наиболее древних церквей, сохранившихся до наших дней. Помимо интересной архитектуры, собор привлекает внимание и искренне верующих, поскольку там можно поклониться мощам преподобного Сампсония. Это действующий собор, настоятелем которого назначен в сане протоирея Александр Пелин. Но церковь также исполняет функции музея. Уникальные иконостасы собора представляют не только ценность для православных христиан, но и определенный исторический и культурный интерес. Памятник Петру Первому также не случайно поставили рядом с этой церковью. Ведь собор тесно связан с историей нашего Отечества и его славными победами.
Предыстория
На Руси издавна велось строить церкви, посвященные значимым событиям. И посвящались эти соборы святым, в день которых эта дата случилась по православному календарю. Как пример, можно привести церковь святого великомученика Пантелеймона. День почитания его памяти отмечается православными 27 июля. Именно в этот день в 1714 и в 1720 годах Петр Первый одержал победу в битвах при Гангуте и Гренгаме. По той же логике был заложен и Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. Но победа, которую одержали войска Петра Великого в день Полтавской битвы (27 июня, по старому стилю — 8 июля) в 1709 году, была намного значимей. По сути, она переломила ход всей русско-шведской войны. Так историки оценивают значение битвы под Полтавой. А поскольку 27 июня православие поминает Преподобного Сампсония Странноприимца, название для храма было уже предрешено задолго до его постройки. Петр Первый не дождался окончания работ и освящения того храма, который мы видим сегодня. Заканчивали его при правлении императрицы Анны Иоанновны.
История собора
Петр Великий справедливо полагал, что память о Полтавской битве должна остаться в памяти всего русского народа. Поэтому сразу же после победы он дал указание построить Сампсониевский собор. Место для него было выбрано с намеком. Уже через год на обочине тракта, ведущего на Выборг – в сторону Швеции, была возведена деревянная церковь. В том же 1710 г. она была освящена и названа в честь Сампсона Странноприимца. Сейчас на месте этой первоначальной церкви располагается часовня собора. Поскольку она располагалась за чертой города восемнадцатого столетия, там было решено учредить новое кладбище. Через восемнадцать лет, в 1728 году, началась постройка нового каменного здания. Однако, как часто бывает в России, выделенных на возведение здания денег не хватило. Строительство было заморожено и продолжено лишь при Анне Иоановне. Здание было освящено в 1740 году.
Сампсониевский собор-музей
До Октябрьской революции здание храма неоднократно ремонтировалось. Так, в 1830-е годы была проведена реконструкция интерьера церкви, в ходе которых чугунный пол был заменен каменным. Соборный комплекс пострадал во время революции. В 1933 году со звонницы были сняты все колокола за исключением одного, который пострадал позже, в феврале 1942 года из-за попадания снаряда. В 1938 году собор закрыли. Долгое время там размещался магазин готовой одежды. В 2000 году наконец-то был открыт музей-памятник «Сампсониевский собор». Два последующих года реставраторы работали над восстановлением декоративной росписи стен главного нефа. Мы уже упоминали, что Сампсониевский собор – действующий православный храм. Первая литургия была проведена вслед за повторным освящением церкви 21 мая 2002 года. Теперь богослужения проводятся там ежедневно.
Сампсониевский собор: как добраться
Так или иначе, а церковь, построенная за городом, стала одной из старейших сохранившихся в Санкт-Петербурге. Она, а также памятник Петру Великому, расположенный неподалеку, входят в десятку объектов «маст си» Северной столицы. Каков же адрес этой достопримечательности? Где расположен на карте города Сампсониевский собор? СПб, Большой Сампсониевский проспект (так теперь называется Выборгский тракт), д. 41. Добраться до церкви, давно уже ставшей городской, а не окраинной, очень просто. Легче всего доехать на метро. Нужно выходить на станции «Выборгская». Это северо-западное направление от центра. На данное время Сампсониевская церковь административно входит в состав музея при Исаакиевском соборе. Она представляет собой целый архитектурный комплекс. В него входит собственно собор, колокольня, часовня и братская могила – все, что осталось от некогда обширного кладбища.
Каменная церковь
Весь архитектурный комплекс выкрашен гармонично в светло-голубой цвет. Однако здания построены в разное время и различными стилями. Каменное здание Сампсониевского собора и колокольня были закончены в 1740 году. Архитектор остался неизвестен. Ученые могут только предполагать, что автором этих сооружений был либо Михаил Земцов, либо Джузеппе Трезини. Уникальность здания собора состоит в смешении стилей. В нем прослеживаются как допетровские архитектурные формы, так и элементы, названные специалистами «анненским барокко» (по имени императрицы Анны Иоанновны). Первоначально храм был увенчан одним большим куполом на граненом высоком барабане. Но в 1761 году к нему прилепили четыре малые главки. Такая кровля – пять луковичных куполов – выглядят довольно необычно. Здание выстроено из кирпича на известняковом фундаменте. Высота собора до карниза – восемь метров, а до круста, венчающего купол – тридцать пять метров. К храму примыкает трапезная.
Колокольня
Она, скорее всего, является детищем того же архитектора, который построил Сампсониевский собор. Колокольня уникальна для Санкт-Петербурга, поскольку несет в себе элементы русского стиля допетровской эпохи. Здание разделено на три яруса. Нижний кажется шире благодаря двум боковым пристройкам. В нем имеется проем в виде арки. Верхние ярусы выполнены в тосканском стиле. На втором этаже выполнены декоративно украшенные «ложные окна». В третьем ярусе звонницы размещается колокол XVIII столетия. Венчает все это сооружение шатер с восемью гранями. На нем также виднеются ложные окна, над которыми возвышается луковичная маковка с крестом. Эта колокольня является абсолютно нетипичной для Санкт-Петербурга, зато очень знакомой жителям старинных русских городов – Ярославля, Москвы, Соликамска и других.
Часовня
Она стоит на месте первоначального Сампсониевского собора 1710 года. Когда деревянное здание обветшало, а население епархии увеличилось настолько, что уже не могло вместиться в небольшую церковь, было решено строить каменный храм. Деревянный собор разобрали, а площадку расчистили. Но лишь в 1909 году на ней возвели часовню. Это здание заметно отличается по стилю от собора и колокольни. Ее построил архитектор А. П. Аплаксин, которому образцом служили работы Ф. Б. Растрелли. Специалисты называют этот стиль елизаветинским барокко и отмечают, что он был применен значительно позже своего времени. Колокольня выглядит старше, чем она есть на самом деле. Облик здания восемнадцатого века ей придают пары угловых колонн, округленный фронтон с «Всевидящим Оком Господним», люкарна и фонарь с луковичным куполом. Возможно, такая подделка «под старину» была продиктована необходимостью разместить часовню непосредственно возле собора восемнадцатого века.
Кладбище
Поскольку храм, посвященный Сампсонию, находился за чертой города, было разумно учредить там кладбище. Ранее людей хоронили вокруг их приходской церкви. Парафия пригорода была небольшой, и место пустовало. Тогда решено было хоронить там умерших в России иностранцев. Ведь они своего рода скитальцы, покинувшие этот мир на чужбине. Значит, они должны подпадать под опеку Сампсона Странноприимца. Таким образом, тут нашли последний приют известные мастера, построившие и украсившие Петербург. Сампсониевский собор стал местом упокоения зодчих Джузеппе Трезини, А.Шлютера, Г. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона, скульптора К.Растрелли, живописцев С.Торелли и Л. Каравака. К большому сожалению, кладбище это не сохранилось. В 1885 году указом императрицы Екатерины Второй оно было ликвидировано, а на его месте была оставлена лишь братская могила казненных 27 июня 1740 года оппонентов Бирона – П.Еропкина, А.Хрущова и А.Волынского. На месте их захоронения установлен памятник с барельефом работы архитектора М. Щурупова и скульптора А. Опекушина.
Иконостасы
Смешение стилей, свойственное наружному убранству храма, наблюдается и в его интерьерах. «Анненское барокко» прослеживается в трех иконостасах Сампсониевского собора. Особую ценность представляет главный, размещенный в центральном нефе. Он представляет собой удивительный шедевр русской иконописи начала восемнадцатого века. Основная рама выполнена из сосны, а детали декора – из липы. В южном приделе (Архистратига Михаила) и северном (Иоанна Богослова) расположены малые иконостасы на четыре яруса. Они имеют более скромные размеры, но не уступают главному по художественной ценности. У посетителей возникает вопрос, как могли сохраниться такие иконостасы у собора с непростой историей, который побывал и складом овощей и магазином одежды. Почти две трети картин для церковных врат были возвращены храму музеем А.Суворова.
Памятник Петру Первому
В день празднования двухсотлетия Полтавской битвы (1909 год) было решено открыть скульптуру победителю в этой баталии. Для этого остатки кладбища Сампсониевского собора расчистили. Памятник Петру Первому изготовили скульптор М.М. Антокольский и архитектор Н.Е.Лансере. В то же время были открыты памятные доски на южном и северном фасадах храма, где были высечены слова царя к своим воинам до и после Полтавской битвы. Однако в 1938 году памятник Петру Первому демонтировали. И только многие годы спустя, в мае 2003, года эту достопримечательность Санкт-Петербурга вновь отлили по авторской модели и водрузили на прежнее место – напротив колокольни. Деньги на это выделил музей «Исаакиевский собор».
Внутреннее убранство
Кроме иконостасов сохранились интересные настенные росписи храма. Наиболее яркая картина – в главном нефе. Она изображает Петра Первого как победителя Полтавской баталии. Интересны также изобразительные композиции «Бог Саваоф» и «Символ веры», расположенные на восточной и западной стенах трапезной. Эти картины датируются концом восемнадцатого века. До конца девятнадцатого столетия здесь можно было увидеть фрагменты иконы Сампсониевского собора, в которых размещались частички Ризы Господней, камень из-под Его стоп и мощи святых угодников. Эти святыни размещались в серебряных ковчежцах. А венчала раки икона, на которой были изображены лики тех, мощи которых содержатся в храме.