Основой православия является учение о том, что распятие Иисуса Христа послужило искупительной жертвой, принесенной Им для освобождения человечества от власти первородного греха. На протяжении всего исторического периода, минувшего с тех пор, когда свет истинный веры вывел Русь из мрака язычества, именно признание жертвенности Спасителя является критерием чистоты веры, и в то же время камнем преткновения для всех, кто пытался насаждать еретические учения.
Человеческая природа, поврежденная грехом
Из Священного Писания явствует, что Адам и Ева, ставшие прародителями всех последующих поколений людей, совершили грехопадение, нарушив Заповедь Божью, попытавшись уклониться от исполнения Его святой воли. Исказив тем самым свою первозданную природу, заложенную в них Творцом, и утратив дарованную им вечную жизнь, они стали смертными, тленными и страстными (испытывающими страдания). Ранее же, сотворенные по образу и подобию Божьему, Адам и Ева не знали ни болезней, ни старости, ни самой смерти.
Святая Церковь, представляя распятие Христа на Кресте как искупительную жертву, поясняет, что, вочеловечевшись, то есть не только уподобившись людям внешним обликом, но и вобрав в себя все их физические и душевные свойства (кроме греха), он крестными мучениями очистил Свою плоть от искажений, внесенных первородным грехом, и восстановил ее в богоподобном виде.
Чада Божьи, шагнувшие в бессмертие
Кроме того, Иисус основал на земле Церковь, в лоне которой люди получили возможность стать Его чадами и, покинув тленный мир, обрести вечную жизнь. Подобно тому, как обычные дети наследуют от своих родителей их главные особенности, так и христиане, духовно родившиеся во святом крещении от Иисуса Христа и став его чадами, обретают свойственное Ему бессмертие.
Уникальность христианской догмы
Характерно, что практически во всех иных религиях догмат об искупительной жертве Спасителя отсутствует, или предельно искажен. Например, в иудаизме считается, что первородный грех, совершенный Адамом и Евой, не распространяется на их потомков, и поэтому распятие Христа не является актом спасения людей от вечной смерти. То же можно сказать и об исламе, где обретение райских блаженств гарантировано всем, кто в точности исполняет требования Корана. Не содержит в себе идею искупительной жертвы и буддизм, также входящий в число ведущих мировых религий.
Что же касается язычества, активно противостоявшего зарождавшемуся христианству, то и на самом высоком взлете своей античной философии оно не поднималось до понимания того, что, именно распятие Христа открыло людям путь в вечную жизнь. В одном из своих посланий апостол Павел писал, что сама проповедь распятого Бога для эллинов казалась безумием.
Таким образом, лишь только христианство со всей очевидностью донесло людям известие о том, что они искуплены Кровью Спасителя. И, став Его духовными чадами, получили возможность войти в Царство Небесное. Недаром в Пасхальном тропаре поется, что всем живущим на земле господь даровал жизнь «Смертью смерть поправ», а иконе «Распятие Христа» в православных храмах отводится самое почетное место.
Позорная и мучительная казнь
Описание сцены распятия Христа содержится у всех четырех евангелистов, благодаря чему она представляется нам во всех ужасающих подробностях. Известно, что эта казнь, нередко применявшаяся в Древнем Риме и на подконтрольных ему территориях, была не только мучительной, но и самой позорной. Ей подвергались, как правило, наиболее отъявленные преступники: убийцы, разбойники, а также беглые рабы. Кроме того, по еврейскому закону распятый человек считался проклятым. Таким образом иудеи хотели не только подвергнуть ненавистного им Иисуса мучениям, но и опозорить Его перед соотечественниками.
Казни, свершившейся на горе Голгофе, предшествовали длительные побои и издевательства, которые Спасителю пришлось претерпеть от своих мучителей. В 2000 году американской кинокомпанией Icon Productions был снят о распятии Иисуса Христа фильм, который называется «Страсти Христовы». В нем режиссер Мел Гибсон со всей откровенностью показал эти поистине душераздирающие сцены.
Причтенный к злодеям
В описании казни говорится о том, что перед распятием Христа воины поднесли Ему для облегчения страданий кислого вина, в которое были добавлены горькие вещества. Как видно, даже этим огрубевшим людям было не чуждо сострадание к чужой боли. Однако Иисус отверг их предложение, желая в полной мере претерпеть мучения, добровольно взятые Им на Себя за людские грехи.
Чтобы унизить Иисуса в глазах народа, палачи распяли Его между двумя разбойниками, приговоренными к смерти за совершенные ими злодеяния. Однако тем самым они, не сознавая того, наглядно продемонстрировали исполнение слов библейского пророка Исайи, за семь веков до этого предсказавшего, что грядущий Мессия будет «к злодеям причтен».
Казнь, совершенная на Голгофе
Когда Иисуса распинали, а происходило это около полудня, что по исчислении времени, принятому в ту эпоху, соответствовало шести часам дня, Он неустанно молился пред Отцом Небесным о прощении Своих палачей, относя творимое ими на счет неведения. На вершине Креста над головой Иисуса была укреплена дощечка, с надписью, выполненной рукой Понтия Пилата. В ней на трех языках – арамейском, греческом и латинском (на котором общались римляне) — говорилось, что казненный является Иисусом Назореем, назвавшим Себя Царем Иудейским.
Воины, находившиеся у подножия Креста, согласно обычаю, получили одежду казненного и делили ее между собой, бросая жребий. В этом также сбылось пророчество, данное когда-то царем Давидом и дошедшее до нас в тексте его 21-го Псалма. Евангелисты свидетельствуют и о том, что когда свершилось распятие Христа, иудейские старейшины, а с ними и простые люди всячески глумились над Ним, выкрикивая оскорбления.
Так же поступали и римские воины-язычники. Лишь разбойник, висевший по правую руку от Спасителя, вступился за Него, с высоты креста обличая палачей в том, что они придали мучениям невинного человека. Сам же при этом он покаялся в содеянных преступлениях, за что Господь посулил ему прощение и вечную жизнь.
Смерть на Кресте
Евангелисты свидетельствуют о том, что в числе присутствовавших в тот день на Голгофе находились люди, искренне любившие Иисуса и пережившие тяжелое потрясение при виде его страданий. Среди них была Его Мать Дева Мария, скорбь которой не поддается описанию, ближайший ученик – апостол Иоанн, Мария Магдалина, а также еще несколько женщин из числа Его последовательниц. На иконах, сюжетом которых является Распятие Христа (фото представленные в статье) эта сцена передается с особым драматизмом.
Далее евангелисты повествуют о том, что около девятого часа, что по-нашему соответствует примерно 15 часам, Иисус возгласил к Отцу Небесному, а затем, вкусив уксус, поднесенный Ему на острие копья в качестве обезболивающего средства, испустил дух. Сразу за этим последовало множество небесных знамений: надвое разодралась завеса в храме, распались камни, разверзлась земля, и из нее восстали тела умерших.
Заключение
Всех, находившихся на Голгофе, увиденное повергло в ужас, так как стало очевидным, что распятый ими человек воистину был Сыном Божьим. Эта сцена также необычайно ярко и выразительно показана в упомянутом выше фильме о распятии Христа. Поскольку приближался вечер Пасхальной трапезы, тело казненного, по традиции, надлежало снять со Креста, что и было в точности исполнено. Предварительно же, чтобы удостовериться в Его смерти, один из воинов пронзил копьем ребра Иисуса, и из раны истекла кровь, смешанная с водой.
Именно потому, что на Кресте Иисус Христос совершил акт искупления человеческих грехов и тем самым открыл чадам Божьим путь к вечной жизни, это мрачное орудие казни уже в течение двух тысячелетий является символом жертвенности и безграничной любви к людям.