После того как в 90-е годы Российское государство возродилось в новом качестве, религия заняла в нем значительное место. Постепенно этот институт стал развиваться и совершенствоваться.
Негосударственные религиозные образовательные учреждения стали все более распространены во многих субъектах РФ. Что несут они людям? Каково их предназначение?
Религиозные учреждения. Что это?
Под термином «религиозные организации» понимаются добровольные объединения российских граждан или других лиц, которые постоянно законно проживают в России, для того чтобы совместными усилиями исповедовать и распространять веру. При этом они обязательно должны быть зарегистрированы как юридические лица.
Подобные организации могут быть местными или централизованными.
Местная религиозная организация должна состоять из десяти и более человек, которым уже исполнилось 18 лет. Они должны быть жителями одного городского или сельского поселения.
Три и более местных организации создают централизованную религиозную ассоциацию, которая, согласно своему уставу, может создавать духовное религиозное образовательное учреждение, чтобы готовить слушателей и религиозный персонал.
Религиозное образование
Религиозным образованием называют процесс по обучению и воспитанию. При этом за основу берется определенное религиозное вероучение.
Такой процесс дает возможность познать суть определенного религиозного вероучения, изучить религиозную практику, культуру и жизнь.
Во время подобного процесса формируются определенные личностные качества и образ жизни по соответствующему религиозному вероучению с присущими ему нравственными ценностями.
Под религиозным обучением понимается одна из форм несветского образования, которую религиозные учреждения осуществляют, чтобы готовить узкопрофессиональных культовых служителей, а также активнее вовлекать обучаемых в религиозную жизнь.
Главным отличием религиозного обучения от иных методов получения религиозных знаний является то обстоятельство, что этот процесс в обязательном порядке предусматривает изучение и непосредственное применение религиозной практики – отправления религиозного культа, совершения богослужений и других церемоний и обрядов религиозного характера.
Это, а также направленность на активное вовлечение слушателей в ряды религиозного объединения обуславливает несветскую форму данного метода обучения. При этом общественные религиозные учреждения обязаны неукоснительно соблюдать принцип добровольности.
Специфика религиозного образования
Можно выделить следующие составные части религиозного образования:
- участие родителей, а также заменяющих их лиц, в религиозном обучении и воспитании детей;
- получение религиозных знаний и воспитания в образовательных структурах, которые организуют религиозные учреждения по типу воскресных школ;
- получение профессионального религиозного образования будущего священнослужителя в духовном образовательном учреждении.
Воскресная школа не предусматривает выпускных экзаменов и выдачи документа об окончании этого образовательного заведения.
Согласно существующему законодательству, любому религиозному объединению позволительно организовать изучение взрослыми прихожанами или их детьми основ Закона Божия, истории церкви и других аналогичных предметов без получения какой-либо государственной лицензии на проведение образовательной деятельности.
Законодателем только запрещено религиозное обучение детей против согласия и воли взрослых, с которыми они проживают.
О воскресной школе
В воскресной школе применяется доступная, обычно игровая форма занятий для малолетних ребят, когда рассказывается о библейских сюжетах и основах христианства.
Для названия этого образования был использован день, когда проводятся занятия, – воскресенье. Для занятий выбирается такое время, когда ребенок абсолютно свободен.
Основное внимание в системе воскресных школ уделяется непосредственным занятиям с ребятами.
Основной упор делается на привитие детям христианских традиций.
Все заведения подобного типа можно разделить на две категории, исходя из целей, которые преследуют при организации конкретной воскресной школы:
Для проведения занятий в такого рода образовательном религиозном заведении используется обычно помещение церкви либо здание, специально предназначенное для этих целей.
Исследователи считают, что первым воскресную школу открыл Павлов Платон Васильевич.
Из всех существующих на территории России форм образования эта была самой демократичной. Она активно позволяла обучать взрослое неграмотное и полуграмотное деревенское и городское население.
Религиозное учреждение – монастырь
Именно в монастыре создается уникальная атмосфера, позволяющая целостно воспитать человека. В этом заведении происходит формирование науки, которая неразрывно связывает духовную теорию и практику.
Под монастырем (производное от греческого «один») понимают религиозную монашескую общину, объединенную одним уставом, владеющую единым комплексом религиозных, жилых и хозпостроек.
Из истории возникновения монастырей
В третьем веке христианство стало быстро распространяться, что способствовало ослаблению строгости жизни верующих. Это побудило некоторых подвижников уходить в горы, в пустыню, чтобы удалиться от мира и его соблазнов.
Их называли отшельниками или пустынниками. Именно ими были заложены основы монашеского быта. Родина монашества находится в Египте, где в четвертом веке обитало немало отцов-пустынников.
Одним из них, преподобным Пахомием Великим, была впервые основана общежительная монастырская форма.
Им были соединены различные жилища, в которых проживали последователи Антония Великого, в одну общину. Вокруг была огорожена стена. Им был составлен свод правил, регламентирующих дисциплину и режим дня, предусматривающий равномерное чередование занятий с трудом и молитвами.
Дата первого монастырского устава, написанного Пахомием Великим, относится к 318 году.
После этого монастыри стали распространяться от Палестины до Константинополя.
На Запад монастыри пришли после посещения Рима Афанасием Великим в 340 г.
На Русской земле иноки появились с принятием христианства. Монашеская жизнь на Руси была основана преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, которые создали Киево-Печерский монастырь.
Существующие типы христианских монастырей
В католичестве существуют аббатства. Это монастыри, которые возглавляет аббат или аббатиса, подчиняющиеся епископу либо папе римскому.
Киновией называют монастырь, имеющий общежитский устав.
Лаврой называются крупнейшие мужские православные монастыри.
Место, где проживают в городе монахи из монастыря, именуется подворьем.
Пустынью называются монашеские поселения в русском православии, чаще расположенные далеко от монастыря.
Отшельник живет в самостоятельном или структурно выделенном монастырском уединенном жилище, именуемым скитом.